На Дальнем Востоке растет спрос на отечественные авто

Вчера правительство Амурской области начало передачу иномарок из административного гаража социальным учреждениям. Эта акция проводится по предписанию губернатора Олега Кожемяко.

По микроавтобусу "Toyota Hiаce" получают социальный приют для детей, областной научно-методический центр культуры и областной центр детско-юношеского технического творчества. В детский приют "Радуга" передается "Nissan Safari", а областному центру художественного и технического творчества учащихся начального профобразования - "Toyota Crown". Внедорожник "Mitsubishi Pagero" становится собственностью центра по сохранению историко-культурного наследия. Джипы "Toyota Land Cruiser" пополняют автопарки центра обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности и ДЮСШ олимпийского резерва. В научную библиотеку и областной центр развития спорта чиновники отдают "Toyota Verossa" и "Toyota Touring Hiace".

Еще три авто - "Mercedes Benz S500" и два "Toyota Land Cruiser" (все 2007 года выпуска) - выставлены на аукцион. Стартовая цена губернаторского "Мерседеса" - 5,7 миллиона рублей, каждого из черных джипов - чуть более двух. На вырученные от их реализации средства для областного правительства приобретут автомобили отечественного производства.

Готовы ли рядовые дальневосточники последовать примеру амурских чиновников? Дилеры уверены, что изменение спроса на продукцию российского автопрома в регионе - это вопрос времени. По их прогнозам, уже в текущем году объем продаж машин, собранных в нашей стране, увеличится.

Возможность купить отечественный леворульный автомобиль на Дальнем Востоке дает сеть представительств российских автозаводов. В Хабаровском крае в прошлом году реализовано около 250 вазовских машин, в Амурской области 423, в Приморье - около 500.

- Спрос есть, - отмечает заместитель генерального директора предприятия, представляющего интересы Волжского автозавода во Владивостоке, Юрий Ткачук. - У отечественных моделей - свои поклонники. Например, "Ниву" часто берут для охоты или рыбалки. Покупают ее и те, кто живет за пределами краевой столицы.

С такой оценкой соглашается и его хабаровский коллега Александр Лисовой:

- Полноприводная "Нива" в сравнении с зарубежными внедорожниками выигрывает в цене и потому хорошо продается, - говорит он.

В зависимости от комплектации она стоит в Хабаровске 260 тысяч рублей. "Пятерку" можно приобрести за 150 тысяч. Самые популярные у приморцев - "Нивы" и "Приоры". Стоимость первой - от 280 тысяч рублей, второй - порядка 300 тысяч.

Цены практически одинаковы во всех регионах страны независимо от их удаленности от Тольятти - такова политика "ВАЗа". Введение исключительного железнодорожного тарифа на перевозки отечественных автомобилей не сделает их доступней для хабаровчан и владивостокцев.

- Задне- и переднеприводные автомобили нашего завода не пользуются на Дальнем Востоке особым спросом, - заявляет Александр Лисовой. - Их ценовой сегмент занят подержанными иномарками, которые, что греха таить, по многим параметрам превосходят "Лады".

По наблюдениям сотрудников благовещенской компании по реализации и сервисной поддержке вазовской продукции, среднестатистический покупатель их машин - среднего и старшего возраста. Автомобили также поставляются муниципальным предприятиям в рамках государственного заказа. Дилеры прогнозируют расширение круга клиентов, хотя пока этого не произошло. В январе в Хабаровске реализовано десять "ВАЗов", в Благовещенске - 30.

Руководитель автоцентра из Приамурья Николай Тымченко называет две основные причины, негативно влияющие на объем продаж. Во-первых, жесткая конкуренция, в которой пока с большим перевесом выигрывают иномарки. Во-вторых, недостаточная раскрутка отечественного бренда.

- Новые модели - "Лада Калина" и "Лада Приора" - никто, к сожалению, не знает, - сетует он. - Люди приходят в автосалон и спрашивают: "А где у вас "жигули"?". Показываем на ряды образцов: "Да вот же они!". Не узнают, потому что внешне наши машины - вылитые иномарки.

Да и "начинка" современных "жигулей", по словам специалистов, практически не отличается от комплектации иностранных машин соответствующего класса. Дизайн также вполне отвечает вкусам европейских автолюбителей.

- Сам езжу либо на служебной "Калине", либо на "десятке", - говорит Тымченко. - Нормальные машины, ничем не хуже импортных. А те, кто заявляют обратное, скорее всего, давно не садились в "жигули"...

Достаточно популярна на Дальнем Востоке и продукция Ульяновского автомобильного завода. Ежегодно продается до 900 машин этого производителя.

Самые востребованные модели - УАЗ-31519 (традиционный уазик) "Фермер" и "Патриот". УАЗ "Фермер" покупают не только для работы, но и для выездов на природу, охоту или рыбалку, ведь он берет семь пассажиров и 450 килограммов груза. Цена мощного и в то же время компактного внедорожника "Патриот" в базовой комплектации - около 350 тысяч рублей, дополнительные опции могут увеличить ее до полумиллиона. Цены на Дальнем Востоке пока выше среднероссийских - играют свою роль дополнительные расходы на доставку.

- Российский джип удобен и в городе, и за городом, - говорит директор приморской компании - регионального дилера Ульяновского автозавода Сергей Гриф. - До этого 19 лет водил "Волгу", какое-то время ездил и на "японке", но без сожаления вернулся к левому рулю. Очень достойный автомобиль. Я надеюсь, что он будет востребован жителями Дальнего Востока.

Высокий спрос на ульяновские автомобили в Якутии с ее бездорожьем, особенно в сельской местности. Уазики завозятся не только для населения, но и для бюджетных организаций и учреждений. Среди покупателей - республиканские министерства труда и социальных отношений, здравоохранения, внутренних дел, сельского хозяйства. Этими машинами пользуются и в управлении Пенсионного фонда, в налоговой службе, других ведомствах.

На Дальнем Востоке развивают не только дилерскую сеть российских автозаводов - есть и свой автопроизводитель. Предприятие расположено на территории Приморского края и занимается сборкой грузовых машин японской марки "Hino". По словам заместителя генерального директора Юрия Быстрова, компания пока не вышла на уровень промышленного производства. В апреле прошлого года со сборочных постов сошли первые грузовики. Во втором полугодии выпущено 450 машин.

По условиям сотрудничества в Приморье из Японии поставляются новые шасси грузовых автомобилей, причем собранные с учетом российских условий. Специалисты компании занимаются доукомплектацией. Из цеха грузовик выходит с российской маркировкой. В документах указано, что производитель находится в городе Артеме.

Кстати

Иностранные автоконцерны, которые открыли заводы в нашей стране, не имеют разветвленной сети продаж и обслуживания на Дальнем Востоке. В регионе продаются Renault, Ford, Volvo, Land Rover, SsangYong и Fiat. А вот Chevrolet, Toyota, Nissan, Kia, Hyundai, BMW отечественной сборки на Дальнем Востоке не купить.