Мировой экономический кризис российские регионы переживают по-разному. Там, где власти смогли использовать благополучные годы для структурной перестройки экономики регионов и привлечения инвестиций, экономические проблемы пока не так заметны. В тех же республиках и областях, где власти преследуют собственные интересы и надеются на подъем экономики региона лишь благодаря трансфертам из федерального бюджета, кризис ударил по людям сильнее всего.
Таково положение дел в Мурманской области. Достаточно сказать, что ни разу в новейшей истории региона не был принят его бюджет, хотя бы близкий к равновесию доходной и расходной части. Каждый год, как будто по подписке, областное правительство предлагает, а парламент принимает региональный бюджет с предельно допустимым процентом дефицита. Это при том, что нищей богатую ресурсами область назвать трудно: в ней представлены предприятия таких концернов, как "Норильский никель", "ФосАгро", "Еврохим", "РУСАЛ". В последние годы активизировал свою деятельность "Газпром". Плюс к этому в Мурманске действуют круглогодично незамерзающие рыбный и торговый порты. А население области при всем этом богатстве насчитывает всего 861 тысячу человек.
По мнению экспертов, эти бюджетные странности базируются на системе трехсторонних договоров с градообразующими предприятиями (правительство области -градообразующие предприятия - муниципалитет). Она-то и породила огромный дисбаланс в межбюджетных отношениях. Эта система, активно практиковавшаяся в 1990-е годы, совершенно изжила себя сейчас. Тем не менее каждый год договоры пролонгируются. Суть их в том, что налоги платятся не так, как оговорено в Налоговом кодексе, а так, как договорятся чиновники и бизнесмены. Живя не по закону, а "по понятиям", гораздо легче контролировать финансовые потоки области и направлять их ручейки туда, куда надо. Даже если это запрещает закон.
Очевидно, что областным чиновникам такая ситуация более чем удобна. По крайней мере, губернатор Юрий Евдокимов, находящийся в своем кресле с 1996 года, и не пытается ее изменить. Все легальные схемы привлечения в область инвестиций администрация региона либо игнорирует, либо... не справляется с элементарной задачей подготовки документов. Так было, например, с федеральным конкурсом на создание особых экономических зон. Казалось бы, Мурманску с его единственным в регионе незамерзающим морским портом, Штокманским газовым месторождением, близостью к Норвегии и Финляндии сам Бог велел такую зону создать. Однако правительство области регулярно направляет в федеральную конкурсную комиссию недооформленные пакеты документов, где, кроме мысли "дайте нам денег", не содержится ни эффективного бизнес-плана, ни даже территориальной схемы будущей особой экономической зоны.
Зато в Мурманской области с рекламных щитов и экранов телевизоров регулярно раздаются обещания превратить регион в "северный Кувейт". Раньше мурманчане были полны по этому поводу энтузиазма. Сейчас обещания губернатора ничего, кроме раздражения, не вызывают. Сам Юрий Евдокимов, как водится, объясняет свои неудачи "происками Москвы". И, очевидно, для того, чтобы оградить себя от этих "происков", активно расставляет нужных людей на нужные места, "пропуская" через них гигантские бюджеты.
Хотя областная власть оказывается не в состоянии подготовить грамотный пакет документов для предлагаемых федеральным центром проектов, она активно запускает собственные - с совсем неочевидным результатом. К таковым относится строительство в так называемой "Долине Уюта" универсального комплекса для летних видов спорта. Было объявлено, что финансирование проекта в размере 20 миллионов рублей будет осуществлять некий московский "Фонд развития летних видов спорта", а правительство области найдет инвестора, который вложит еще 40 миллионов. К весне 2008 года был выкопан котлован. При этом сменились три подрядные организации (во главе одной из них стоял сын Юрия Евдокимова). В ходе расследования, инициированного Контрольно-счетной палатой Мурманской области, выяснилось: никаких инвесторов нет, а все строительство должно финансироваться из бюджета области. При этом смета проекта выросла уже до 500 миллионов рублей. Сейчас за исполнение полумиллиардного подряда взялось ОАО "Мурманскпромстрой", недавний фактический владелец которой Виталий Меженин стал в октябре министром территориального развития, строительства и ЖКХ области.
Весной 2005 года областная Дума по настоянию правительства региона приняла решение о взятии кредита (под залог областной недвижимости - ледового Дворца спорта) во Внешэконом банке на сумму около 900 миллионов рублей для реконструкции операционных блоков областной клинической больницы. В качестве субподрядчика выступило мурманское ЗАО "М-строй". Единственным акционером ЗАО являлся Александр Макаров. Весной 2007 года Александр Макаров назначен на должность руководителя департамента экономического развития Мурманской области, а в августе 2007 года - на должность первого заместителя губернатора. Стоимость проекта возросла с 900 миллионов до 1,4 миллиарда. При этом объект полностью до сих пор не сдан.
Уже 12 лет, начиная с момента избрания Юрия Евдокимова губернатором, идет реконструкция областного Дворца культуры им. Кирова. В 2006 -2008 годах из областного бюджета регулярно ООО "Строительная фирма "Ренессанс" выделялось по 50 миллионов рублей (в предшествующие годы суммы были значительно больше). Эти же 50 миллионов запланированы и на 2009 год. Глава "Ренессанса" г-н Овсепян входит в ближний круг друзей губернатора.
Вопреки мнению большинства депутатов муниципального собрания и решению городского отделения "Единой России" выдвинуть кандидатом в мэры действующего градоначальника Михаила Савченко губернатор Евдокимов поддержал совершенно иного кандидата - вице-губернатора Сергея Субботина. Понятно, что управлять нынешним мэром, имеющим собственную позицию по вопросам развития Мурманска и не во всем соглашающимся с губернатором, гораздо сложнее, чем собственным замом.
Председатель высшего совета "Единой России", председатель Госдумы Борис Грызлов так оценивает конфликт. "Видно кандидат (Михаил Савченко) на эту должность (мэра) во время предвыборной кампании слишком резко повысил свой рейтинг и стал угрозой губернатору, угрозой в плане того, что он может быть преемником. Я по-другому эту ситуацию не расцениваю", - заявил Грызлов журналистам в четверг.
А местные эксперты говорят о еще одной версии. Губернатор Евдокимов, потративший все годы своего правления на то, чтобы взять под контроль финансовые, экономические, человеческие и прочие ресурсы области, теперь решил пойти ва-банк и попытаться стать в регионе совсем полновластным хозяином. Например, до сих пор ему не удавалось приватизировать Мурманский морской порт. Хотя о таком намерении областное правительство заявляло не раз, федеральные власти своего согласия по разным причинам не давали. Подконтрольному же мэру Мурманска вполне по силам создать такую ситуацию, когда приватизация порта, от которого зависит гигантская часть инфраструктуры города и огромное количество людей, станет просто неизбежной.