Московские таксисты устроили массовую акцию протеста

Спрос на такси в столице резко упал. Теперь даже москвичи, которые предпочитают не рисковать и заранее заказывают такси по телефону, чаще голосуют у обочины. Заказы и заработок снизились до минимума, а водители проводят сутки в своих машинах, чтобы хоть что-то заработать.

Два дня бастовали таксисты "Нового желтого такси". Кончилось тем, что 12 участников акции были уволены. Теперь водители намерены обратиться в трудовую инспекцию и прокуратуру и опротестовать законность увольнения. В случае победы их обязаны восстановить на работе и даже выплатить компенсацию за незаконное увольнение. Однако в любом случае возвращаться на свои прежние рабочие места они не собираются.

Поводом для конфликта, по словам таксистов, стал новый порядок расчетов, введенный руководством таксопарка. Раньше водитель платил фирме по 1900 рублей в день за аренду автомобиля. Еще около тысячи рублей уходило за смену на бензин. Плюс 50 рублей, которые он отдавал с каждого заказа, полученного через диспетчера. Но 9 февраля руководство компании объявило, что с заказа придется платить уже по 100 рублей, а с весны пообещало повысить и цену аренды. Подсчитав, что при новом порядке работать на себя возможно будет лишь после 15-16-часового труда на фирму, около 120 таксистов потребовали вернуть прежние тарифы и не вышли на линию.

У руководства компании - своя версия произошедшего. По словам гендиректора Феликса Маргаряна, на пикет вышли водители, которых ранее уволили, а саму забастовку устроили конкуренты. Как пояснил корреспонденту "РГ" исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, компания, о которой идет речь, крупнейшая в столице, где на балансе около полутора тысяч машин. "Эта компания всегда боролась за качество обслуживания, предъявляла и серьезные требования к дисциплине водителей, - сказал Свешников. - Поэтому уволили тех водителей, которые стали брать с пассажиров больше денег, чем это предусмотрено тарифами. Такие жалобы поступали от пассажиров, которых по одному и тому же маршруту доставляли за разную цену".

То, что москвичи пересаживаются на частников, нетрудно понять. И раньше-то машина с шашечками была удовольствием не из дешевых, а теперь и вовсе стала многим не по карману. По данным различных исследований, поездка на такси в Москве стоит значительно дороже, чем во многих других мегаполисах Европы и США. Дело в том, что в тарифы официальных перевозчиков включены зарплата водителя, диспетчера, техников, оплата медосмотра, многоканальной телефонной связи и налоги. Частники же тратятся только на бензин и амортизацию. Вот и получается, что хотя легальных такси в городе всего около 9 тысяч, но и они оказываются невостребованными - нелегалов-то около 40 тысяч!

При этом никто не гарантирует безопасность поездки с частником, но это выбор самого пассажира. Да и стереотип, что частник всегда дешевле, убежден Юрий Свешников, оправдан только на близкие расстояния. А для поездки в аэропорт, к примеру, гораздо дешевле вызвать как раз официальное такси.

Чтобы поддержать легальные таксопарки, столичные власти приняли Закон о такси, который с января этого года вступил в силу. Этим документом к предприятиям выдвинут ряд требований. Например, качество топлива у них должно быть не ниже "Евро-2", стаж водителей не меньше трех лет, в машине обязан быть электронный таксометр. Таксисту же предстоит пройти тест на знание русского языка и улиц города.

Компания, выполняющая эти требования, вносится в реестр городских такси и ей предоставляется ряд льгот. В частности, преференции по налогообложению. Власти также обещают таким фирмам бесплатно оказывать рекламную поддержку. А еще важнее - создать стоянки под знаком "Московское городское такси", на которых машины компаний, попавших в реестр, смогут парковаться бесплатно.

Выиграют от такого подхода и москвичи, и гости столицы. Имея дело с машиной из реестра, они могут быть уверены, что их доставят до нужного места в целости и сохранности. Впрочем, самого реестра еще нет. Для того чтобы он появился, московским властям предстоит согласовать и принять еще несколько подзаконных актов, на что требуется еще примерно месяц. Но все равно возникает надежда, что наконец-то российская столица снова может получить нормальное такси, на которое пока москвичи с завистью поглядывают лишь за границей.