Казалось бы, в Год семьи, когда Москва законодательно ввела новые льготы и пособия для семей с детьми, должна была измениться и ситуация с сиротством. По крайней мере, ставилась задача - устроить на разные формы семейного воспитания как можно больше детей, оставшихся без попечения родителей.
На начало 2008 года в московском региональном банке данных значилось 5500 сирот, на 1 января 2009 года - 5257. Для многомиллионной Москвы - показатель более чем скромный.
Хотя на это благое дело городской бюджет не жалел средств: число учреждений, занятых поддержкой семьи и детей, выросло до 60. Если раньше причиной слабой работы органов опеки и попечительства (согласно московскому закону, они должны заниматься устройством сирот в семьи) называли нехватку специалистов, то теперь штаты увеличены в 2,5 раза - до 1064 человек, и для них не хватает помещений...
"В столице создан Межведомственный координационный совет по устройству детей в семьи, организована система консультирования и обучения семей, желающих взять на воспитание ребенка. Налажена работа "Клуба приемных родителей", действуют 12 "Школ приемных (замещающих) родителей". На базе социального приюта семейного типа и Дома ребенка N 22 отрабатываются методики по работе с кровной семьей. В 2008 году открыты 4 новых центра социальной помощи семье и детям. В этом году запланировано открытие еще 6, а в перспективе они появятся в каждом районе". Эти строки взяты из отчетного доклада Людмилы Гусевой - руководителя столичного департамента семейной и молодежной политики, который и создавался во многом ради профилактики социального сиротства.
То есть растет число кризисных центров, увеличиваются их штаты, а что в результате? Например, что значит в отчете "рост приемных семей втрое"? Это всего 71 семья. По этому показателю, как заметил уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань, столица занимает последнее место среди регионов Центрального федерального округа. Спад произошел по многим позициям. Если в 2007 году 3270 московских сирот обрели семьи (включая патронатные, приемные, опекунские), то в 2008-м - 2396. В Москве одной из самых распространенных форм устройства детей считается опека, но в 2008 году она сократилась на треть. Заметно снизилось в Год семьи и число переданных под патронат: со 120 детей до 77. И усыновлять москвичи стали реже: в 2007 году - 742 ребенка, а в 2008-м - 636. "Тревожит, - говорит Алексей Головань, - что международное усыновление снова обгоняет российское. В 2008 году москвичи усыновили на 28 процентов сирот меньше: 410 вместо 570 детей год назад. Зато за границу уехали 226 московских сирот, хотя годом ранее таких было 172. Причем в возрасте от года до трех - самом популярном среди усыновителей".
Почему возник перекос в сторону иностранцев, если на учете состоят 449 москвичей, которые хотели бы усыновить ребенка, - непонятно. Наше законодательство предусматривает приоритет россиян при усыновлении. Но тем не менее в Москве есть случаи, когда иностранцам отдавали вполне здоровых детей, от которых не отказались бы и наши граждане. "Я сам недавно разбирался по поводу незаконного усыновления девочки из детдома во Францию, - рассказывает Головань. - Якобы ребенок был с диагнозами, но, как выяснилось на суде, все диагнозы с нее давно сняты. Но никто это не проверил". Все разговоры, что иностранцам отдают только больных детей, далеки от реального положения вещей. За весь год было усыновлено 50 детей-инвалидов, выходит, остальные здоровые.
Реальность такова: работникам органов опеки и попечительства проще определить сироту в казенный детдом, чем искать ему подходящую семью. "Вот если бы им давали премию за каждого ребенка, который обрел родителей, - предлагает Головань, - это стало бы хорошим стимулом". И другое его предложение: оценивать работу органов опеки и попечительства именно по количеству детей, определенных на альтернативные формы семейного воспитания.