В Удмуртии пытаются культурно объединить славянские народы

Даже одно то, что возглавляет общество человек по фамилии Украинец, заставляет улыбнуться.

- Кто, кто, Украинец? Но это белорусское общество?

- Белорусское.

Сам Николай Дмитриевич тоже относится к этому с юмором. Как получилось, что старинный белорусский род оказался с такой фамилией, можно только догадываться. Но то, что во многом именно благодаря белорусу Украинцу появилось, растет и развивается в Удмуртии общество белорусской культуры "Батьковщина" - факт.

Согласно результатам последней переписи населения в республике живет более 3 тысяч белорусов. Почему в национальной республике в сердце России оказалось так много именно белорусов, мнения разнятся. Хотя есть и объективные предпосылки. Во-первых, сюда во время Великой Отечественной войны эвакуировали сразу несколько детских домов из Беларуси. Во-вторых, удмуртская оборонка долгие годы подпитывалась кадрами за счет одного из минских военных училищ. В-третьих, многие удмуртские железнодорожники учились в Белорусском институте железнодорожного транспорта. Не говоря уж о тех других, кто в советские времена попал сюда по распределению, окончив самые разные белорусские вузы и техникумы.

Сказать, что все эти годы они жили, ничего друг о друге не зная, конечно, нельзя. Многие дружили семьями, собирались вместе, готовили знаменитые драники, пели белорусские песни. Вероятно, общение и дальше бы продолжалось на неформальном уровне, но 25 декабря 1998 года десяток белорусов зарегистрировали организацию "Общество белорусской культуры в Удмуртской Республике "Батьковщина", которое с этого момента стало набирать популярность прямо на глазах. Начав целенаправленные поиски земляков сначала через знакомых, а затем и через местные СМИ, они вышли на множество соотечественников. Причем, как оказалось, некоторые даже жили в одном доме и ничего друг о друге не знали.

Начали с малого - с колядок, с национальных белорусских праздников. Причем решили не ограничиваться только своими ветеранскими силами (среди инициаторов создания общества большинство - пенсионеры), а сразу стали привлекать к организации праздников детей и внуков. Кто спляшет, кто споет или стихотворение расскажет, а заодно начнет изучать свою национальную культуру. Поскольку именно для этого - для возрождения своих национальных корней - и создавалась "Батьковщина".

Ветеранов войны - не только белорусов, но и всех, кто воевал на белорусской земле, стали поздравлять не только 9 Мая, но и 3 июля - в День освобождения Беларуси от фашистов, с возложением цветов к Вечному огню. А несколько лет назад, когда к юбилею великой даты была выпущена государственная белорусская награда "60 лет освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков", "Батьковщина" взяла на себя поиск всех проживающих в Удмуртии ветеранов, кто освобождал Беларусь. Вот тогда выяснилась еще одна мощная "белорусская составляющая". И когда во время своего визита в Ижевск президент Беларуси Александр Лукашенко начал поименно называть фамилии уроженцев Удмуртии - защитников Бреста и героев операции "Багратион", выяснилось, что две республики связывает нечто большее, чем традиционные дружеские отношения.

Занявшись поисками земляков, активисты "Батьковщины" вышли сразу на несколько детских домов, эвакуированных из Беларуси во время войны. С тех пор их, уже нынешние воспитанники, никакого отношения к войне не имеющие, стали подшефными "Батьковщины". Каждый праздник их навещают белорусы, привозят с собой подарки, дают концерты.

Концерты - особая гордость "Батьковщины". Как оказалось, несмотря на десятилетия, они не забыли ни "мову", ни песни, ни традиции. И их с удовольствием приглашают на различные республиканские мероприятия. А созданный по инициативе "Батьковщины" самодеятельный белорусский ансамбль народной песни, музыки и танца "Танок" стал визитной карточкой удмуртских белорусов. В задумках есть и желание организовать в Ижевске свое небольшое кафе белорусской кухни. Пока договорились о том, что в одном из местных кафе готовят блюда по белорусским рецептам.

Никто, конечно, такой статистики не ведет, но такое ощущение, что по количеству начальников на душу населения белорусы намного опережают других жителей республики. В Госсовете с ходу назвали сразу несколько фамилий известных в Удмуртии белорусов. Впрочем, далеко и ходить не надо. Поскольку даже председатель республиканского правительства Юрий Питкевич - и тот белорус. И тоже вместе с женой бывает на мероприятиях "Батьковщины".

И бывший заместитель председателя Госсовета, а ныне - директор известной трикотажной фабрики Зоя Степнова тоже родом из Беларуси. И попала-то в Удмуртию совершенно случайно, хотя, после окончания института по распределению должна была остаться в Беларуси, но в последний момент уступила место подруге и поехала в далекий и куда менее благополучный в те времена Ижевск. Но не только "не пропала", как предрекали подруги, а вскоре стала самым молодым в Советском Союзе главным инженером трикотажной фабрики, а потом и ее директором.

Когда в Ижевск приезжал Александр Лукашенко, она подарила ему джемпер, связанный из белорусского сырья, но в удмуртском исполнении. Подарок - знаковый и о многом говорит. И ее фабрику, и многие удмуртские предприятия связывают с Беларусью многочисленные деловые контакты.

Равно, как не стал отрицать "национальный фактор" и другой известный в республике человек, ректор Ижевского государственного технического университета белорус Борис Якимович. По инициативе которого у его вуза завязались тесные отношения с Белорусским национальным техническим университетом. Настолько тесные, что сейчас уже не разберешь, где "начинается" один вуз и "оканчивается" другой. Например, в редколлегии ижевского университетского журнала - минские профессора и наоборот. Точно так же удмуртские преподаватели выступают оппонентами на защите диссертаций в Беларуси, а минские - рецензентами в Ижевске. Оба вуза имеют мощные технопарки и вместе работают над сложными проектами. А обмен техническими выставками стал уже традиционным. Очередная такая выставка откроется в апреле на днях Беларуси в Удмуртии.

В Воткинске есть школа, где с разрешения родителей в воскресенье проходят дополнительные уроки, на которых изучается история Беларуси, ее культура и язык. Ижевский детский сад N 48 ввел в образовательную программу белорусские элементы, и теперь местные дети поют на концертах белорусские песни и читают белорусские стихи. А ижевский лицей N 86 заключил соглашение с гомельской школой N 60, и теперь они постоянно обмениваются делегациями. Белорусские дети приезжают в Ижевск, живут в семьях своих друзей, ходят в походы, играют в "Зарницу" и вместе встречают рассветы у костра. Самое интересное, что директор лицея - русская, а заведующая детским садом - удмуртка, но обеим интересна белорусская культура.

Как сказал председатель постоянной комиссии по национальной политике, общественной безопасности, регламенту и организации работы Госсовета Удмуртии Александр Фоминов, если удмуртские белорусы захотят открыть свою группу в детском садике или класс в школе, никто проблем чинить не будет. Главное, что инициатива должна идти снизу. А инициативы активистам "Батьковщины" не занимать. Как они считают, все еще только начинается.

мнения

Владимир Завалин, министр национальной политики Удмуртии:

- Сегодня, без всякого сомнения, "Батьковщина" является главным связующим звеном между двумя народами. Не случайно Николай Украинец к 10-летию организации был награжден высшей наградой Удмуртской Республики - Почетной грамотой Президента. У нас с Беларусью полное понимание. Между двумя республиками заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. Сюда идут белорусские товары, удмуртские - в Беларусь. И - никаких заминок.

Анатолий Марченко, почетный гражданин Удмуртии:

- Славянские народы должны жить в мире, и "Батьковщина" показывает, как нужно строить отношения между двумя народами. Это как раз пример настоящей "народной дипломатии". Если мы объединимся, нам никакой кризис нипочем. "Батьковщина" очень многое дала живущим в Удмуртии белорусам. За 10 лет мы объединились, я нашел новых друзей, мы стали более тесно общаться, расширился наш круг. И на нас стали смотреть более внимательно, жители республики стараются понять нашу культуру наравне с удмуртской, русской, татарской и другими.