Вчера стали известны некоторые детали пограничного инцидента, случившегося на прошлой неделе в Японском море.
В центре международного скандала оказался сухогруз "Нью Стар", ходивший под флагом Сьерра-Леоне. В начале февраля это судно доставило в порт Находка большую партию риса. Когда его выгрузили, обнаружилось, что продукт испорчен. Фирма-получатель, естественно, отказалась от некондиционного товара. Капитану "Нью Стара" объявили, что грузополучатель подает иск в суд и сухогруз арестуют до возмещения ущерба. Кэп тут же связался с судовладельцем и по его приказу вышел из Находки, причем без уведомления портовых властей и пограничных органов России. Было это в прошлый четверг. Внезапное бегство быстро обнаружили, тем более что "Нью Стар" сопроводил его нарушением нашей границы.
В погоню за сухогрузом отправили патрульное судно "Маньчжур" и пограничный корабль "Приморье". Что произошло затем, можно судить по официальному заявлению руководителя пресс-группы Погрануправления ФСБ России по Приморскому краю Натальи Рондалевой:
- Обнаружив судно-нарушитель и подойдя к нему на расстояние визуальной видимости, пограничники потребовали застопорить ход. Но на законные требования "Нью Стар" не отреагировал, на связь не выходил и ход не сбавлял.
С экипажем сухогруза пытались связаться по радио, подавали ему световые сигналы. В конце концов пограничники были вынуждены применить оружие. Сначала они выполнили предупредительную стрельбу. А когда сухогруз не отреагировал и на нее, открыли огонь по носу и корме "Нью Стара". Там нет жилых помещений, и "зеленые фуражки" резонно рассудили, что так не пострадает никто из моряков. Но даже эти выстрелы не образумили капитана-нарушителя. Он остановил судно и отозвался на запросы российских пограничников только после четырех залпов по сухогрузу. Сухогруз от прицельного огня серьезно не пострадал, и 13 февраля вечером "Нью Стар" взял курс обратно в Находку.
Более суток судно под конвоем пограничников двигалось к порту. Пока караван не оказался в центре шторма. Нашим экипажам он был не страшен, а для сухогруза стал роковым. Шестиметровые волны и шквалистый ветер привели к тому, что на "Нью Старе" вышел из строя главный двигатель и трюм судна начал быстро наполняться водой. Капитан сухогруза принял решение эвакуировать экипаж на два плота. Причем одно спасательное средство было явно не готово к такому испытанию. Когда этот плот в очередной раз накрыло волной, в воде оказались люди.
Кстати
Российские пограничники сделали все, чтобы им помочь, но спасти весь экипаж было не суждено. Ледяная вода и сильный ветер сделали свое дело. Уцелели лишь те члены экипажа "Нью Стара", которым посчастливилось спасаться на плоту с тентом, - всего восемь человек. Среди них был и капитан сухогруза. Половина его команды погибла. А брошенное судно еще примерно сутки моталось по волнам, пока, видимо, тоже не отправилось на дно.
В Погрануправлении ФСБ по Приморскому краю не сомневаются, что главным виновником трагедии является капитан "Нью Стара", а действия наших моряков называют совершенно оправданными.