Управляющая компания выставляла счета за тепловую энергию по завышенному в два раза нормативу.
Три года назад Александр Федосеев, заглянув в квитанцию на квартплату, обнаружил, что платежи за тепло подорожали сразу вдвое. Отчего такое случилось, он просил объяснить и в ЖЭКе, и в администрации города Данкова. Везде ему советовали читать законы. На седьмом десятке пенсионер освоил Интернет - благо, он доступен в библиотеке.
В "Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, правдоискатель нашел формулу расчета норматива тепловой энергии, уходящей на обогрев многоквартирного дома. Согласно "Правилам" Александр Андреевич составил собственный расчет расхода тепла.
Вся сложность формулы не в ее решении, говорит Федосеев, а в сборе данных для этого. Коммунальщики замалчивали даже общую площадь жилого и нежилого помещения дома, в котором живет пенсионер. Хорошо, хоть в БТИ назвали метраж, остальные данные для расчета формулы он брал из различных строительных норм и правил. Подсчет показал, что данковчанин с октября 2006 года по апрель 2007 года потратил 0,0243 гикокалории на квадратный метр жилплощади, а управляющая компания выставляла счет исходя из норматива 0,0381 Гкал/кв.м. В следующем отопительном сезоне разница между теорией и практикой увеличилась еще больше: вместо 0,0223 гигокалорий по "Правилам" - 0,0445 по городскому нормативу. Любознательный пенсионер узнал, что данковский норматив сопоставим с нормативами, действующими в городах Крайнего Севера и Восточной Сибири. Дело в том, что он един для всех домов: независимо от этажности, износа внутридомовых инженерных коммуникаций, объема жилых помещений.
С такими открытиями Александр Федосеев, после двух лет сбора доказательств, обратился вместе с супругой в мировой суд. В суде выяснилось, что нормативы на отопление и горячую воду для населения, утвержденные Данковским районным советом, действовали до 1 июля 2006 года. А нормативы, установленные Данковским городским советом, вступили в силу с 29 апреля 2008 года. В этот период Данковская управляющая компания ("ДУК"), ссылаясь на статью 7 Жилищного кодекса - применение жилищного законодательства по аналогии, - начисляла платежи по прежним нормативам на том основании, что они "наиболее полно отражали фактическое потребление населением города Данкова коммунальных услуг". Аргументы пенсионеров представитель "ДУК" в суде отверг, поскольку "утверждение нормативов отнесено к компетенции органов местного самоуправления. А потребители коммунальных услуг, коими являются истцы, не вправе самостоятельно устанавливать нормативы потребления, так как они не относятся к числу уполномоченных органов".
Суд с управляющей компанией не согласился. И посчитал правильным, что Федосеевы обратились к правительственному постановлению - поскольку в период, когда старые нормативы не действовали, а новые не были приняты, расчет необходимо было производить в соответствии с этим документом. Применявшиеся компанией нормативы суд признал недействующими. И решил - требования управляющей компании к Федосеевым о погашении 2125 рублей задолженности признать необоснованными. Также с компании взыскано в пользу истцов 1745 рублей перерасчета и компенсация морального вреда.