Ученики одной из ставропольских школ откроют собственную адвокатскую контору для разрешения конфликтов в своей среде, а также с учителями и родителями.
С такой инициативой выступил "всенародно" избранный школьный президент, его поддержали министры и мэры классов.
Школа № 1 в небольшом городке Михайловске - пригороде Ставрополя - считается генератором идей. Здешние почины заимствуют и стараются реализовать другие учебные заведения. После того как первая начала функционировать в формате президентской республики, опыт распространился на все михайловские школы.
Школьное правительство
Недавно в первой заседало школьное правительство. Профильные министры единогласно поддержали избранного большинством учеников главу школьного государства - девятиклассника Андрея Коломийцева, предложившего открыть прямо в учебном заведении адвокатскую контору. Правда, "конторой" ее называют только взрослые. Сами ребята говорят, что это будет адвокатский союз, куда сможет обратиться любой ученик, педагог или родитель. Но суть от смены названий не меняется - несовершеннолетние правозащитники намерены помогать всем в разрешении спорных ситуаций.
- Сейчас документы для учреждения адвокатского союза проходят соответствующую экспертизу, и скоро, надеемся, он заработает, - рассказал "РГ" Андрей Коломийцев. - Примерный штат адвокатов - около десяти человек. В основном туда войдут ученики старших классов, ну и кто-то из педагогов. Рассматриваться в рамках школьного устава будут как внутренние проблемы, так и конфликты, возникающие вне стен учебного заведения.
По словам ребят, потребность в собственном "третейском суде" в школе ощущается давно. Далеко не все ученики, особенно младших классов, готовы идти со своими бедами к школьным психологу и социологу, не говоря уже об учителях. Некоторым проще объяснить суть произошедшего своим сверстникам. Основным контингентом посетителей союза, надеются потенциальные адвокаты, станут ребята из неблагополучных семей и их родители, а также учителя и ученики, не нашедшие общего языка.
Адвокат за соседней партой
В школе девять профильных министерств, отвечающих за свои направления внеклассной работы, 28 мэров классов. Правительство курируют президент и вице-президент, министры "воспитывают" глав классов, те - через своих заместителей - рядовых учеников, от первоклашки до 11-классника. Вот такая жесткая вертикаль. Главные сферы президентской заботы - успеваемость и посещаемость, чистота и порядок помещений и прилегающих территорий, досуг, спорт. Неохваченными оставались только взаимоотношения, но теперь их "куратором" станет адвокатский союз. Получается, что учитель здесь нужен ровно на 45 минут - провести урок? Пока педагоги в основной своей массе делятся "властью" с учениками и не опасаются возможных разбирательств за незаконно поставленную двойку. Видимо, потому, что адвокатские инициативы обеими руками поддерживают директор школы и глава города.
- И я, и классные руководители рассматриваем этих детей как помощников, а иногда даже как коллег, - говорит Светлана Чегринец, директор Михайловской школы № 1. - Все равно между ребенком и педагогом больше дистанция, чем между самими детьми. Младшие школьники охотнее идут за старшими, нежели откликаются на инициативу учителя. Когда ребята предложили создать президентскую республику, я была удивлена. А потом подумала: почему бы не отработать эту схему на уровне воспитания гражданина? Пока большинство предложений учеников настолько реальны, что мы берем их на вооружение.
Управляем вместе
По словам руководителя городского союза молодежи Камо Мирзояна, с появлением президентской республики жизнь школ стала более насыщенной, много времени ребята уделяют общению во внеурочное время, лучше узнают друг друга, а также реализуют свой потенциал, который в других условиях просто не мог раскрыться.
- Подобный опыт со школьными президентами кое-где в стране уже есть, но дело в том, что, выбрав президента, в учебных заведениях потом, как правило, не знают, что делать дальше. Мы - знаем, - утверждает Камо Мирзоян. - Дальше - соуправление, то есть сотрудничество с учителями, молодежными общественными организациями, горадминистрацией. В апреле в федеральном лагере "Смена", куда от Ставрополья приглашены три человека, будут обсуждать опыт соуправления ставропольских школьников и рекомендовать его для дальнейшего распространения.
Александр Лунин, мэр города Михайловска:
- Когда более двух лет назад в этой школе назначили выборы президента, организовали избирком, издали бюллетени и начались агитация и дебаты - все, как в настоящей жизни, я подумал: кто разрешил? Чего мы чудим? А потом посмотрел - они ведь серьезно играют в жизнь и, выйдя из школьных стен, уже не растеряются. Мы ведь до сих пор жалуемся, что наша молодежь на выборы не ходит, в политической жизни не участвует. Так ее нужно со школьной скамьи приучать занимать активную жизненную позицию.
Да, сейчас они живут в придуманной ими же самими президентской республике. Но она близка к реальной - ребята занимаются реальными делами и каждый год вносят что-то новое в школьную жизнь. Почин президентской республики первой школы подхватили остальные шесть учебных заведений Михайловска, а это 8,5 тысячи учеников. По инициативе президентского совета школы № 2 в ее стенах появилось свое радио. Ученики на общественных началах работают радиоведущими, журналистами. Каждая школа начала выпускать свою газету в типографском варианте. Президентские советы вышли с инициативой формировать свою колонку в городской газете "Михайловские вести". Теперь жители города имеют возможность наряду с городскими узнавать и школьные новости.
Советы школ также приняли решение на летний период заключать с администраций Михайловска соглашение об уборке города, уходе за памятниками. Мы будем им оплачивать труд. Ведь так или иначе нам все равно придется нанимать людей для этих работ. Школьники сами будут решать, какое количество человек отправить на благоустройство города, а деньги пойдут на школьные нужды. На что именно - решает школьный совет. Так, в прошлом году школа № 1 заработала 25 тысяч рублей и приобрела на них оборудование для проведения дискотек. Так же поступила и школа № 4. Эта же школа вышла с инициативой к двадцатилетию вывода войск из Афганистана установить памятные доски в учебном заведении в честь погибших в Афганистане и Чечне. Хочу отметить, что если несколько лет назад инициатива традиционно была наказуема, то сегодня школьникам выходить с предложениями напрямую к администрации города не запрещается. И еще. Раньше все предложения исходили от учителей и директора школы, сегодня - от самих учеников.
Старшее поколение помнит, что в советские времена руководителей готовили с пионерского возраста, потом были комсомольская и партийная школы. Теперь эти традиции утеряны, поэтому нужно искать новые методы работы с молодежью.
Также я очень рад, что в первой школе ребята решили открыть адвокатскую контору. На мой взгляд, она послужит формированию гражданского общества хотя бы в отдельно взятом учебном учреждении.