Спираль кризиса, ударив первым делом по финансовой сфере, вскоре ощутимо отразилась и на реальном секторе экономики.
Многие предприятия вынуждены сократить заработные платы или даже уволить часть сотрудников. В результате тысячи безработных людей оказались один на один с проблемой выплаты банковских кредитов. В ответ на сложившуюся ситуацию некоторые банки проявили социальную ответственность и разработали специальные программы поддержки заемщиков, пострадавших от кризиса.
Первыми отреагировали на рост просроченной задолженности госбанки, которые в начале года объявили о введении специальных программ реструктуризации долгов ипотечным заемщикам. Доля ипотечных кредитов, безусловно, высока, но, как выяснилось, для значительной части граждан, лишившихся стабильного заработка из-за кризиса, даже небольшой потребительский кредит становится обузой. Потребительский бум последних лет оставил после себя шлейф небольших по суммам займов, которые брали клиенты с официальным ежемесячным уровнем доходов не выше 10-30 тысяч рублей. Те из них, чьи работодатели пострадали от кризиса, невольно попадают в категорию недобросовестных заемщиков, что может повлечь за собой социальное напряжение.
Государственные тезисы о социальной ответственности бизнеса легли на благодатную почву - многие кредиторы уже предлагают специальные программы помощи своим клиентам. Среди них "Уралсиб", Альфа-Банк, Промсвязьбанк "ТРАСТ" и другие. При этом часть банкиров отказалась от коммерческой составляющей антикризисных кредитных программ и реализует их почти по себестоимости. В связи с этим весьма интересен опыт Национального банка "ТРАСТ", который одним из первых запустил подобную программу в регионах. Кредит "Социальный", созданный по инициативе основного акционера НБ "ТРАСТ" Ильи Юрова, направлен на рефинансирование задолженности по ранее взятым кредитам на неотложные нужды для сотрудников предприятий-партнеров банка. Помощь будет оказываться тем, кому снизили зарплату, кого отправили в бессрочные отпуска или же уволили из-за кризиса.
Для определения предприятий-партнеров, сотрудники которых наиболее остро нуждаются в подобной помощи, банк обращается в местные администрации. Механизм прост - для погашения задолженности оформляется новый кредит по более низкой ставке и на более длительный срок, что существенно снижает ежемесячную долговую нагрузку. На подобные меры идут не все банки, многие при более лояльных сроках, напротив, повышают процент по кредиту. В "ТРАСТе" от такой идеи отказались и рассчитывают помочь примерно 70 тысячам клиентов.
Аналитики отмечают, что такой подход к реализации социальной программы может сыграть положительную роль в долгосрочной перспективе.