Большинство поклонников современной музыки даже не знают, что звезды предпочитают теперь петь в России, минуя общедоступные концертные залы.
О том, что у нас зарубежным звездам живется лучше, чем во многих странах Европы и Азии, мне с воодушевлением рассказывал еще сам Стинг. За полуторачасовой концерт не на стадионе, а в обычном зале музыкант получил миллион долларов (на Западе артистам, как правило, выплачивают процент со сбора, у нас же в большинстве случаев - заранее оговоренную сумму, обычно превышающую реальную логистику). К тому же Стинг, оказывается, видел еще и свободные места. И оттого тем более поражался: "У вас что, всегда так хорошо платят?.." В глазах звезды читалось сомнение: "Может, в следующий раз попросить еще побольше, раз русские денег не считают?!"
Цены на зарубежных гастролеров в России и впрямь перегреваются нещадно. Джордж Майкл получил за два концерта в Москве по два миллиона долларов - сумма для артиста, утратившего мировую славу еще 10 лет назад, сильно неадекватная.
Еще существенней перегревают цены России организаторы корпоративов.Особенно в чести у олигархов и глав корпораций нынче Элтон Джон: несколько месяцев назад за визит на открытие элитного бутика он получил 3 миллиона долларов. А в середине марта был приглашен спеть на семейном празднике у одного из влиятельных бизнесменов за 1 миллион долларов. Цены, как правило, колеблются от 700 тысяч долларов до 3 миллионов. Впрочем, все эти суммы неофициальные, организаторы концертов стараются их не разглашать. Узнать их можно, если только проговариваются сами звезды или менеджеры.
Звезды, кстати, довольны не только суммами, но и культурным уровнем российской публики. Солист Deep Purple Яан Гиллан после одного из частных концертов уважительно отозвался о российских зрителях. А над гостями предыдущего шоу в крупной корпорации Швейцарии (корпоративы распространены и в Европе и в США) откровенно посмеивался: "Публика не знала на кого пришла. Поэтому я взял микрофон и перед первой песней объявил: "Выступает Led Zeppelin"...
Песни не для всех
Немало нынешних поп-звезд предпочитают теперь тратить силы не на массовые гастроли, а именно на корпоративные концерты. Поскольку "заказники" менее многолюдны и менее хлопотны по части постановки звукового и светового оформления. Да и два часа петь на износ (как это делала в "Лужниках" Metallica) на корпоративах не требуется. Во время "заказника" можно и в зал спуститься, и по рюмочке с гостями выпить, парой фраз обменяться - они только рады будут!.. Словом, реально совместить работу и комфортный отдых за приличные деньги... И от этого тоже в России никак не дождутся многих из звезд. Триумфатор "Грэмми"-2008 Эмми Уайнхаус петь на большой площадке в России пока не собирается, а вот на презентации новой художественной галереи выступала охотно. Схожие приоритеты нынче, как показывает практика, и у Шакиры, Пинк, Бритни Спирс. Звездам интереснее ждать приглашения на выгодный корпортив, нежели "пахать" на многотысячных стадионах, к тому же за меньшие деньги. В стране своего резидентства звезда потом и платит налоги после закрытых и особо не афишируемых частных вечеринок со сверхгонорарами...
Существующим положением вещей справедливо заинтересовались в Федеральной миграционной службе. Начальник управления организации визовой и регистрационной работы ФМС Александр Аксенов заявил, что "когда такие разовые акции осуществляются, иностранец въезжает по различным видам виз, начиная от туристических и заканчивая деловыми или гуманитарными (такие и дешевле, и позволяют по-свойски скрыть цель поездки от налоговых служб. - Прим. А. А.). Конечно, он (артист) может заниматься деятельностью или работой по своей основной профессии, а если и давать концерт - то некоммерческого характера... Остается только одно: выявлять такие факты, документально привлекать к ответственности"...
Предполагается, что все прибывающие ради "получения какого-то вознаграждения" будут обязаны брать "рабочие визы".
Но, собственно, как уточнили "Российской газете" в ФМС, пока никаких новых нормативных актов, жестко регламентирующих тип виз для иностранных гастролеров, выступающих на корпортативных вечерах, нет. А если разработка их и произойдет, то потребует консультаций и совместных усилий нескольких ведомств, в частности, привлечения специалистов Министерства культуры.
Звезды, которые поют. За сколько?
О том, как повлияет нынешняя ситуация на гастрольный рынок, а продолжающийся экономический кризис - на приезд в Россию в 2009 году мировых рок и поп-звезд, корреспондент "РГ" попросил рассказать главу российского концертного агентства T.C.I. Эдуарда Ратникова.
Российская газета: Может, из-за кризиса звезды теперь станут охотнее прибывать в Россию?
Эдуард Ратников: Проектов, которые мы хотели бы реализовать, больше, чем мы теперь можем себе позволить. Раньше иногда помогали спонсоры, но теперь у всех свои сложности, и деловым людям не до шоу-бизнеса. А в провинции ситуация еще хуже: там вообще все сидят зажмурившись, втянув головы в плечи...
Но мы все равно продолжим организовывать концерты и туры - главное, грамотно оценить рентабельность проектов и правильно организовать работу. К тому же все всегда очень прагматично проcчитано, практически впритык - маниакальной алчности у нас нет, - поэтому, несмотря на все сложности, привезем всех, кого захотим и кого сможем.
РГ: Звезды часто выбирают Европу, поскольку публика им там более привычная, времени и сил на переезды тратить приходится меньше, да и дороги лучше, а сервис в отелях более отлаженный...
Ратников: Буду откровенен: у нас не очень престижный рынок. Мы стараемся ломать эту ситуацию все наши годы. Но то, как поступает ряд концертных агентств, дабы пробиться на российский рынок, их престижу совсем не способствует. Стремление новых игроков сделать себе имя приводит к завышению гонорара артистам. Из-за такого нерыночного подхода мы выглядим в глазах прагматичных и холодных европейских промоутеров и артистов выскочками, которые готовы на все, лишь бы получить контракт... И иностранцам сразу непонятно и любопытно: откуда же у людей такие шальные деньги, может, от криминала?! Европейцы вообще практичны и подозрительны, а тут им явно неадекватными гонорарами и бесхозяйственностью сразу дают повод засомневаться в "чистоте" работающих в России денег...
РГ: При этом, получая столь высокие гонорары, зарубежные звезды платят налоги не у нас, а в странах, где считаются резидентами... Справедливо ли это, учитывая международный опыт?
Ратников: На самом деле все резонно отрегулировано. Может быть, за исключением разрешения на работу. Потому что в США, например, чтобы поехать и зарабатывать деньги, надо получить официальное разрешение в соответствующем департаменте. При этом не важно - гастарбайтер ты или артист. Те люди, которые тебя приглашают, обязаны подать заявку и заплатить таксу.
И у нас подобное существует. Есть регламент, установленный МИДом, он касается бизнес-виз. Мы давно работаем в соответствии с ним. Для всех зарубежных артистов обязательно получаем бизнес-визы. А значит, платим определенные тарифы, они вполне приемлемы. Получив бизнес-приглашение, артист идет в посольство, платит консульский сбор и получает бизнес-визу.
РГ: Но в итоге главные налоговые отчисления получает не Россия, а страна резидентства артиста...
Ратников: Мы, промоутеры, платим налоги здесь, в соответствии со всеми принятыми нашим законодательством нормами и правилами. А сам артист, получив заработанную сумму на счет в своем банке, отчисляет проценты уже по месту размещения капитала в соответствии с законодательством своей страны. Да, эти деньги уходят. Недавно был поднят вопрос о частных выступлениях артистов. Действительно, с юридической точки зрения поле здесь непаханое. Проводить или нет в официальной отчетности контракт с гастролером - вопрос, который олигархи и компании решают по-разному. Если легально работать и, значит, получать защиту закона, то необходимо показывать своему банку контракт с артистом, на основе которого деньги со счета заказчика поступают на счета гастролера. Да, это справедливо влечет уплату соответствующих налогов в бюджет страны. Но все ли так поступают - ведь подобное понижает рентабельность проекта, - не знаю. К тому же от условий контракта зависит и то, какие налоги платить: с гонорара или только с прибыли... В общем, много нюансов. Выплачивают ли налоги все "заказчики", утверждать не берусь. Это дело каждой компании. Я же могу отвечать только за свою. Хотя мы как раз корпоративы организуем редко, все больше масштабные и основательно организованные туры рок-звезд...