Юрий Богомолов: Гламурная Тина наехала на НАТО, а Галкина послали прямым текстом

Из ящика вырвалась фраза: "Кому много дано, тому больше хочется". Это было сказано не про банкиров и не про олигархов. Сказано было это про футболистов и кинорежиссеров.

Отчет

Поскольку все больше народу не смотрит телевизор, кто по причине отсутствия времени, кто просто из культурного высокомерия, считаю своим долгом проинформировать общественность о самом примечательном на телеэкране за минувшую неделю.

...В сериале "Жаркий лед" юная фигуристка вот-вот отдастся своему тренеру, не подозревая, что он ее отец, который в свою очередь не догадывается, что она его дочь.

...На другом канале девушка Катя догадалась, что она беременна.

...На третьем - девушка Багира уходит в отпуск по беременности.

...Отвергнутая любовница лелеет страшную месть: сказаться беременной.

...Наталья Королева родила... художественно-документальную книжку про свою личную жизнь как в искусстве, так и за его рамками. В полку писательниц, стало быть, прибыло.

..."Временно доступный" кинорежиссер Федор Бондарчук рассказал, как его "отмазал" папа от Афганистана, в искупление чего он снял фильм "9 рота" (ТВ Центр).

...На программе "Культурная революция" решался вопрос: психология - наука или искусство? Не решился.

...Режиссер Андрей Кончаловский в беседе с Владимиром Познером признал, что иные мастера кино, как Никита, пользуются большим уважением власти и чувствуют себя удобнее, чем другие.

...Его младший брат Никита Михалков на другом канале в беседе с другим журналистом ответил старшему брату в том духе, что близость к власти ему лично больше вредит, чем помогает, и что власть в нем нуждается скорее, чем он сам нуждается в ней.

...Гламурная девушка Тина Канделаки рискнула в своей новой авторской программе "Нереальная политика" (РЕН ТВ) наехать на НАТО. Чем дело кончилось... для атлантического блока, не знаю.

...Нашелся реальный гражданин, который счел себя внуком снежного человека. Изучение этого заявления стало основанием для съемки документального фильма "По следу снежного человека".

Человеки ниоткуда

Наследил "снежный человек", как заметили авторы фильма, довольно много. Там-сям объявляются люди, которые встречались с ним. Кому-то даже удалось сфотографировать тень его. А кому-то - заснять его на видео. Правда, сильно издалека. Видео предъявлено, но, строго говоря, не совсем понятно: то ли перед нами результат монтажно-операторского фокуса, то ли мы имеем дело с постановочно-театральным розыгрышем.

Авторы фильма 17 марта сего года около часа эфирного времени шли по следу "человека ниоткуда", искали его что было сил, но так и не нашли его ни живым, ни мертвым. Генетическая экспертиза "внука снежного человека" тоже не обнадежила энтузиастов.

Не сомневаюсь, поиски его будут продолжены. Они не могут не быть продолжены. Как и поиски инопланетян, подводных чудовищ, подземных страшилищ и всего остального сверхъестественного.

Это, наверное, от неудовлетворенности людей естественным. Еще от того, что люди в силу природы склонны к мифотворчеству точно также, как и к художественному творчеству.

Неожиданно тень легенды о неопознанном субъекте, бродящем по глухим лесным чащобам, мелькнула в программе "Закрытый показ", где обсуждалась картина "Дикое поле".

Претензии и амбиции

Гость программы кинодраматург Одельша Агишев, учениками которого были покойные авторы сценария "Дикое поле" Луцик и Саморядов, рассказал, как один из них на полном серьезе свидетельствовал, что его земляк довольно часто выпивал со снежным человеком по бутылке на брата.

Хозяин программы Александр Гордон посмеялся и продолжил спор на предмет достоверности фильма, в ходе которого последовал довольно длинный список претензий к нему:

а) фильм недостаточно патриотичен;

б) неточные детали мешают поверить в правдивость изображения;

в) некоторые зрители не смогли облиться слезами над вымыслом;

г) фильм не хай-класс, а дешевка;

д) фильм о прошлогоднем снеге.

И т.д.

Некоторые доброжелательные отзывы были перегружены теоретическими и философскими соображениями.

Создатели фильма стоически выдержали и хулу, и хвалу. Режиссер фильма Михаил Калатозишвили под конец обсуждения не сдержался и тяжело вздохнул. Телеведущий Александр Гордон не смог этого не заметить. Он может пропустить любые возражения, пусть и самые резкие, жесткие. Он не готов допустить только одного: какого-либо сомнения относительно своего интеллектуального превосходства над своими современниками.

- Что вы вздыхаете? - грозно спросил он автора фильма тоном школьного учителя.

- Скука все это.

- А мне было скучно смотреть ваш фильм, - устало уязвил Гордон Кихот автора, - слезами над вымыслом я так и не облился. И вообще катарсиса еще никто не отменял.

Странно, что иные профессиональные зрители не поняли, что прошлое здесь "работает" как призма, сквозь которую рассматривается сегодняшнее состояние умов, сегодняшнее наше самочувствие.

Странно, что они не заметили простой вещи. В художественной практике обыкновенно принято "человека ниоткуда", чистого, естественного, наивного, простодушного погружать в реальность, отклонившуюся от этических норм, и обнажать всю неправедность этого мира. А здесь авторы сделали очевидную рокировку. Городской человек, подточенный, ослабленный цивилизацией, оказывается в "диком поле", населенном "снежными людьми".

Традиционная беллетристическая ситуация поставлена с головы на ноги, и таким образом обнажена суть нынешнего общественного положения.

Странно, что это верно почувствовали непрофессиональные зрители, присутствовавшие в студии.

Наконец, самое странное: телевизионные дискуссии даже на философские темы все чаще позволяют себе агрессивный тон. Что же тогда взять с выпадов каналов друг против друга?

***

Мы знаем, что очень много было отпущено Максиму Галкину. И по части пародийных талантов, и по уровню возможностей их выражения. Чего, мол, не сиделось ему на Первом в еженедельной программе "Кто хочет стать миллионером?". У него еще был проект "Две звезды". Ему еще приходилось развлекать публику на Новый год...

Он был лицом канала. Теперь это лицо оплевывается, да так, что, кажется, будто Максим Галкин чем-то лично оскорбил авторов пародийной программы "Большая разница".

Мало того что она его вместе с Аллой Пугачевой довольно зло высмеяла пару месяцев назад, так на этой неделе позволила себе в пародийном сюжете на программу "Кто хочет стать миллионером?" послать почти прямым текстом Галкина сразу и "на...", и "в...", и "к...".