Вчера на совещании у премьер-министра Владимира Путина минздравсоцразвития и минфин искали компромисс по части реформирования единого социального налога (ЕСН).
Напомним, в октябре правительство решило, что с 2010 года ЕСН должен быть упразднен, а взамен вернется старая (работавшая до 2000 года) система раздельных страховых платежей в три внебюджетных фонда: пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования. Логика такой "обратной рокировки" спустя 10 лет объяснялась просто: введение ЕСН в 2000 году (а затем уменьшение его ставки в 2005 году) серьезно осложнило материальное положение соцфондов, особенно самого "финансовоемкого" Пенсионного.
Когда правительство обсуждало осенью возможность отмены ЕСН, ключевым вопросом стал размер совокупной ставки по трем социальным платежам. 26% от фонда оплаты труда на пенсионное страхование плюс 8% на соцстрах и медстрах, предложенные минздравсоцразвития, бизнесу показались чересчур тяжелой нагрузкой. Даже при условии, что такие взносы предусмотрены с годового заработка до 415 тыс. руб., а после этого порога ставка обнуляется. Сегодня, напомним, полная ставка ЕСН (в части пенсионного обеспечения) в 20% взимается только с годовой зарплаты до 280 тыс. рублей. А затем "включается" регрессная шкала: до 600 тыс. рублей - 7,9%, а свыше 600 тыс. - всего 2%. Если учесть, что в последние годы зарплата стремительно росла, а регрессивная шкала не пересматривалась, неудивительно, что доходы ПФ только падали.
Но по сравнению с октябрем экономическая ситуация в стране серьезно осложнилась. Вчера еще до начала совещания статс-секретарь-замминистра финансов Сергей Шаталов открыто дал понять, что позиция минфина изменилась. Повышенная по сравнению с ЕСН совокупная ставка социальных платежей - это дополнительная нагрузка на предприятия, и без того дышащие на ладан из-за кризиса.
Минфину нужно всеми силами поддержать налоговые поступления в федеральный бюджет. Поэтому идти на какие-либо "перестановки" в налогообложении там, очевидно, не готовы. В качестве "отступного" бизнесу в обмен на увеличение соцплатежей осенью фигурировало снижение налога на добавленную стоимость (НДС). Однако теперь минфин снижать ставку НДС не планирует. Что касается реформы ЕСН, Шаталов заявил, что ее можно отодвинуть.
У минздравсоцразвития, в свою очередь, не менее трудные задачи и собственные резоны. Опережающий инфляцию рост пенсий, проводившийся в 2006-2008 году, надо поддерживать деньгами. Кроме того, никто не отменял (и на самом высоком уровне было заявлено, что и не отменит) очень серьезный по денежным затратам пересчет пенсионных прав с 1 января 2010 года - так называемую "валоризацию". Средний размер трудовой пенсии после нее должен вырасти сразу на 1700 рублей, то есть примерно на 40 процентов. Что, естественно, потребует адекватного увеличения и бюджета ПФ. В нынешнем году, напомним, он равен 2,9 трлн рублей.
В прошлую пятницу глава минздравсоцразвития Татьяна Голикова сообщила, что министерство готовит законодательные решения по развитию пенсионной системы с тем, чтобы со временем сделать ее самодостаточной. "Это означает упразднение ЕСН и введение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по единому для всех организаций и работодателей тарифу независимо от отраслевой принадлежности", - подчеркнула Голикова. Но о конкретных сроках введения новой модели соцстраха министр не упомянула.
В то же время, по мнению некоторых экспертов, минздравсоцразвития может согласиться на предлагаемую отсрочку "до лучших послекризисных времен". Но при условии, что за Пенсионным фондом будут четко закреплены источники пополнения выпавших доходов. В частности, высказывались предложения, что таким налоговым источником может стать все тот же НДС (или его часть). Будет ли это действительно так или лучшие экономические умы в правительстве совместными усилиями найдут какой-то иной выход - станет ясно уже в ближайшее время.