Рынок грузовых железнодорожных перевозок станет более доступен для независимых предпринимателей, сообщили в минтрансе. В ближайшие месяцы в РЖД будет создана Вторая грузовая компания, которая может создать конкуренцию уже существующей Первой компании. Причем новая структура будет иметь в обороте не только вагоны РЖД, ей будет позволено привлекать подвижной состав частных компаний.
В итоге всех преобразований у РЖД останется только инфраструктура, за которую она будет отвечать и получать с нее прибыль. Уже в мае планируется представить концепцию создания Второй грузовой компании в правительственную комиссию по транспорту. Пока же ее обсудила межведомственная комиссия по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте во главе с министром транспорта Игорем Левитиным, сообщили в пресс-службе ведомства.
Сейчас, напомним, на рынке уже существует Первая грузовая компания, которой РЖД передало 200 тысяч вагонов. По планам, своему дочернему предприятию в этом году госкомпания предоставит еще 60 тысяч вагонов. Как пояснили "РГ" в пресс-службе РЖД, Вторая грузовая компания в отличие от Первой не будет полностью под контролем национального перевозчика, так как создается с участием частных активов. РЖД может передать ей до 250 тысяч вагонов. Однако многое будет зависеть и от заинтересованности частных грузовых перевозчиков. Чем больше будет их доля, тем меньше будет она у РЖД, и наоборот. Сейчас существует около 2 тысяч владельцев подвижного состава, у которых в собственности находится 45 процентов вагонов. Конечно, есть и крупные операторы, в парке которых 60 тысяч вагонов, есть и те, у кого всего один вагон.
По мнению представителя РЖД, Вторая грузовая компания создаст конкурентную среду. Сейчас все расценки на грузовые перевозки вагонами РЖД регулирует Федеральная служба по тарифам. Однако Первая грузовая компания уже работает наравне с частными операторами, и передача вагонов РЖД во Вторую грузовую компанию позволит практически весь парк вывести на рыночные условия. Правда, и расценки будут рыночными, но расширение горизонтов конкуренции, по мнению экспертов, не должно привести к резкому росту тарифов. Тем не менее в минтрансе считают, что необходимо разработать новые нормативы и тарифную политику для перевозки грузов, чтобы создать всем равные условия на рынке. И тогда выстроится более стройная технологическая система, повысится качество предоставляемых услуг. Как пояснил "РГ" генеральный директор Первой грузовой компании Салман Бабаев, после окончательной передачи вагонного парка в руки частных компаний все вагоны будут иметь одинаковый статус, работать по одним правилам, что существенно упростит организацию перевозок. Сегодня же из-за разного статуса парка рушится технология перевозок. К примеру, у РЖД нет полной информации о передвижении частного парка. Минтранс также предлагает создать саморегулируемую организацию - Совет рынка в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Она поможет выработать внутренние стандарты для взаимодействия участников рынка. По мнению Игоря Левитина, в дальнейшем такой организации могут быть переданы определенные государственные контрольные функции.
Тем временем
Федеральная пассажирская компания должна быть создана до конца 2009 года. Во втором квартале 2010 года предполагается, что именно она займется перевозкой пассажиров.