Карен Шахназаров - режиссер, гендиректор "Мосфильма", телеведущий цикла "ХХ век в кадре и за кадром", обладатель премии "Золотой орел" в номинации "лучший режиссер-2009" за фильм "Исчезнувшая империя" закончил работу над фильмом "Палата N 6".
- Карен Георгиевич, над чем сейчас работаете?
- На днях закончил тринадцатый свой фильм "Палата N 6" по А. Чехову. Это экранизация произведения великого писателя, которое абсолютно современно. Картину я продюсировал сам, поэтому это мой дебют как продюсера.
- Почему вы только сейчас закончили фильм?
- "Палату N 6" я делал 20 лет. Сниматься в нем должны были итальянцы, главная роль предназначалась для Марчелло Мастроянни. Мы написали сценарий, поехали дорабатывать сценарий в Рим и поняли, что наша концепция не подходит. Мы сделали экспериментальное кино, а им хотелось костюмированное классическое кино. Проект тогда провалился. Я потерял к нему интерес. Сейчас все соединилось, срослось. Хорошо, что картина вышла.
- Какую цель вы ставили, став директором "Мосфильма"?
- Когда я стал директором "Мосфильма", моя идеология была простой: я хотел создать высококлассную студию, поскольку на "Мосфильме" всегда чего-то не хватало - то звук не тот, то пленка не та. В принципе, я хотел создать студию, которая бы удовлетворяла режиссера по всем параметрам. Это очень важно. В результате мы создали сегодня одну из лучших студий в Европе и в мире.
- На "Беларусьфильме" идет реконструкция студии, которая должна закончиться к 2010 году. Поддерживаете ли вы отношения с белорусскими кинематографистами?
- Мы постоянно обмениваемся опытом. Недавно на "Мосфильм" приезжала делегация с "Беларусьфильма", знакомилась с нашей работой, с оснащением павильонов. Общая история и общая культура определяют факторы нашего сотрудничества.
- Насколько сегодня востребованы павильоны "Мосфильма"?
- Сейчас спад в кинопроизводстве, но при этом я не сказал бы, что все остановилось. Конечно, гораздо меньше снимается картин, но в съемочном периоде находится 5-6 фильмов. Три павильона занял Тимур Бекмамбетов, который делает большой проект. Сейчас какой-то сдвиг есть, но ситуация пока вызывает беспокойство.
- Довольны ли вы зрителем?
- Зрителя не выбирают... Я снимал зрительскую картину "Мы из джаза", но относиться к зрителю нужно с уважением - все мы снимаем для него... Нельзя понравиться всем - и нужно иметь мужество пережить это. Как-то на Московском кинофестивале показали "Апокалипсис" Кополлы, просмотр задержали, начался он в 2 часа ночи. В результате зал не высидел... Картина провалилась. Когда я вышел из зала, то увидел: ни один зритель не подошел к Кополла, не пожал ему руку. Подумалось: я, наверное, сбежал бы. Он простоял до последнего зрителя: принимал это так как надо - испил чашу до дна. Я хотел подойти, но постеснялся.
Каждая картина для меня - жизнь периодом в два-три года. Если в фильме, говорил Феллини, есть хорошие четыре сцены, значит, это хороший фильм. Надо снимать то, что тебе близко.
- Вы работали с великими актерами - Гундаревой, Евстигнеевым...
- Наташа Гундарева в "Зимнем вечере в Гаграх" своим талантом приподняла роль. Она сделала подарок мне, выручила меня. А работа с Евстигнеевым для меня огромная школа. На съемках он постоянно спал, даже стоя. Это меня раздражало, потом я понял,что он спал не потому, что пренебрегал работой, он себя сохранял. Он спал, спал, спал, но когда говоришь "Мотор!", он включался и играл на 150 процентов. В этом и есть высший класс. Великие актеры не говорливы в жизни.
- Какие современные киношколы сегодня сильные?
- ВГИК - лучший из лучших. В Кельне хорошая бесплатная киношкола. Мы уходим от этого, а за рубежом к бесплатному образованию приходят. Считаю, это неправильно, что образование платное. Трудно себе представить: откуда такие актеры, как Василий Шукшин, мог бы брать деньги?
- Вы давали мастер-класс на фестивале студенческих фильмов "Святая Анна". Каковы сильные и слабые стороны молодых кинематографов?
- Как и в мою юность, причина слабости - недостаток опыта, но это дело наживное. Сильная сторона - там, где в работе видно реальное дыхание жизни. Молодежь должна привносить свой взгляд, свое мировоззрение. Когда ты это видишь, это искупает все недостатки молодого поколения. Так всегда было и будет.
- Вы помните свою дипломную работу?
- Председателем экзаменационной комиссии был Леонид Гайдай. Он был очень жестким наставником, причем у меня снималась его супруга Нина Павловна Гребешкова. Гайдай был человеком мрачноватым, без юмора. Я был уверен в своем дипломе, но Гайдай начал холодно задавать вопросы. В то время нужно было получить обязательно "пятерку", чтобы претендовать на "полный метр". Кто получал "четверку", мог работать вторым режиссером. Но в результате он мне "пятерку" поставил, но мою самонадеянность сбил сильно.