Большой противолодочный корабль "Адмирал Пантелеев", спасательный буксир МС-27, танкеры "Ижора" и "Иркут" несколько месяцев будут охранять торговые суда от набегов сомалийских пиратов.
По словам помощника командующего Тихоокеанским флотом Романа Мартова, к дальнему и опасному походу моряки подготовились основательно. Все экипажи получили тропическую форму, запаслись водой и провизией, привели в порядок корабельные системы охлаждения. Учитывая, что нести службу тихоокеанцам придется в 40-градусной жаре, это не лишняя предосторожность.
"Пантелеев" идет к Африканскому Рогу во всеоружии. Противолодочные ракетоторпеды "Раструб", комплексы ПВО "Кинжал" и бомбовые установки морякам вряд ли доведется пускать в ход. Но экипажам палубных вертолетов Ка-27 наверняка хватит работы. По опыту прежних операций известно, что стопорить моторки флибустьеров лучше всего с воздуха. Махина большого противолодочного корабля для этой цели не предназначена. А дальше свое слово скажут морпехи - под дулами их автоматов, как правило, "сдуваются" самые отвязные разбойники. Это тоже проверено практикой, в том числе тихоокеанцев.
В январе другой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов" спас от пиратской атаки голландский контейнеровоз "Недмолд Баренс". Правда, чтобы остановить нападавших, летчикам пришлось стрелять, но такое применение оружия официально санкционировали в ООН.
Эту и другие операции во Владивостоке внимательно изучили и, как утверждает флотское командование, на их основе готовили людей к походу.
Конечно, перед выходом в море экипажам было бы полезно пообщаться с коллегами. Но не получится. "Виноградов" вернется в порт приписки только в апреле. На обратном пути из Африки он зашел с визитом в индонезийскую столицу Джакарта и, возможно, посетит еще китайский порт Чжаньцзян. Маршруты кораблей не пересекаются. В этом смысле команде "Пантелеева" повезло меньше земляков. Те хоть и накоротке, но встречались в Аденском заливе с моряками балтийского сторожевика "Неустрашимый" - первого российского корабля, отправленного на борьбу с сомалийскими пиратами, и даже какое-то время совместно патрулировали опасные африканские воды.
Что они действительно опасные, убеждать никого не требуется. Причем интенсивность бандитских налетов постоянно возрастает. В прошлом году в районе Африканского Рога было зафиксировано 111 разбойных нападений - в два раза больше, чем в 2007-м. По информации Международного морского бюро, они захватили 42 судна с 815 членами экипажей. Сегодня в руках флибустьеров находится полтора десятка торговых судов. Буквально на прошлой неделе они атаковали норвежский танкер "Боу Асир", где служит калининградец Тимур Павловский, и греческое судно "Нипайа" - им, по некоторым данным, командует наш соотечественник.
К борьбе с ними Россия подключилась осенью прошлого года. Скажем, "Адмирал Виноградов" за неполные два месяца провел 12 караванов, помог беспрепятственно доставить грузы 54 судам из 17 стран, предотвратил несколько пиратских нападений. Этой работой в Аденском заливе сегодня занимаются корабли двух десятков государств, в том числе боевая эскадра Евросоюза. Судя по заявлениям морского командования, российский флот пришел в неспокойный регион надолго - во всяком случае до тех пор, пока там бесчинствуют флибустьеры. Это значит, что вслед за тихоокеанцами сомалийские воды освоят и другие наши моряки.
Досье "РГ"
В 2008 году сомалийские пираты получили за освобождение судов и экипажей порядка 150 миллионов долларов. Только за украинский сухогруз "Фаина" и нефтяной танкер Саудовской Аравии общая сумма выкупа превысила 6 миллионов.