Дмитрий Медведев: Валютная система должна быть основана на мультивалютной корзине

В минувшие выходные президент России Дмитрий Медведев дал интервью телекомпании Би-би-си.

Ответы главы государства на самые злободневные вопросы внутренней и внешней политики прозвучали накануне саммита "большой двадцатки", который пройдет на этой неделе в Лондоне.

О проблемах, которые обнажил кризис

Экономика России недостаточно диверсифицирована, она носит в значительной мере сырьевой характер. Конечно, поставки нефти, газа, других энергоносителей - это важнейшая часть нашей экономики. Однако в период кризиса происходит сужение экспорта - стало быть, меньше становится доходов.

Я могу сказать откровенно: от этого кризиса в наибольшей степени пострадали страны, которые имели наибольшую экспортную ориентацию. Поэтому наша важнейшая задача на будущее двигаться по пути диверсификации экономики, создавать новые производства в основном в высокотехнологичных сферах. IT - это наш приоритет. Мы должны поддерживать внутренний спрос, мы должны развивать малые и средние предприятия, потому как они в меньшей степени зависимы от мировой конъюнктуры.

О супервалюте

Нынешняя валютная система не справилась с вызовами. Хорошо, что мы еще имели некий набор валют: доллар, евро, фунт стерлингов. Но в будущем эта система должна быть основана на мультивалютной корзине, включая в себя региональные резервные валюты. Если мы сможем договориться об этом на саммите "двадцати", то в будущем можно обсуждать создание некоей супервалюты.

Об отношениях с президентом США

Мы два раза разговаривали по телефону. Это были хорошие и конструктивные переговоры. Мы обменялись письмами, где изложили собственное видение развития международной ситуации. На мой взгляд, то послание, которое я получил от президента Обамы, очень позитивное. Откровенно говоря, когда я читал его, удивлялся: многие позиции, которые там отражены, совпадают с моими ощущениями. Вопрос в том, как мы сможем реализовать наши представления во время личной встречи. Насколько команды готовы к тому, чтобы двигаться в определенном направлении, насколько мы готовы сломать стереотипы, насколько мы готовы совершить ту самую перезагрузку, о которой сегодня все говорят.

О ПРО

Нельзя создавать фрагменты ПРО, нужно создавать всеобъемлющую ПРО. И к этой системе готова подключиться Россия, потому что мы тоже заинтересованы в том, чтобы наша страна, наши люди были гарантированы от угроз со стороны проблемных государств. Делать это нужно совместно, а не размещать какие-то ракеты и радары вблизи наших границ. Возникает реальное сомнение: для чего это делается? Для того, чтобы нам нервы испортить, или для того, чтобы реально предотвратить какие-то угрозы?

Об иранской ядерной программе

Ядерная программа Ирана должна быть мирной. Это наша открытая позиция, мы всегда говорили об этом иранцам. Я не считаю, что допустимы какие-то размены. Сообщение о том, что было предложено разменять один вопрос (отказ США от размещения элементов ПРО в Восточной Европе. - "РГ") на другой (поддержка позиции США по ядерной программе Ирана. - "РГ"), не соответствует действительности, это несерьезно. Мы заинтересованы в том, чтобы нераспространение ядерного оружия было основным принципом развития человечества на ближайшие годы. Мы не хотим, чтобы появлялись новые члены ядерного клуба, это ни к чему.

Об Афганистане

Сегодня ряд угроз сохраняется. И в этом смысле мы готовы участвовать в усилиях по наведению порядка, по предотвращению террористических выступлений. Другой вопрос: рано или поздно должна появиться нормальная, развитая политическая структура Афганистана. Невозможно управлять Афганистаном при помощи альянса, невозможно управлять Афганистаном из-за границы. Афганистан должен найти и свой путь в демократию.

О Британском совете в Москве

Мы сделали определенные предложения Британскому совету. И даже сейчас деятельность Британского совета, несмотря на определенные ограничительные вещи, продолжается. Если эти предложения по урегулированию вопросов юридического статуса будут исполнены, деятельность Британского совета будет продолжена в соответствии с нашим законодательством об иностранных юридических лицах и общественных объединениях.

О деле Литвиненко

Всякое урегулирование, в том числе по таким трагическим случаям, как с Литвиненко, должно осуществляться в рамках правовой системы. Меня так всегда учили, я юрист по образованию. Конечно, можно апеллировать к политическим властям, и люди это делают. Но если говорить о правовой составляющей, то есть процедура, есть следствие и есть суд. Можно доверять или не доверять следствию, можно верить или не верить суду, но человечество не создало других механизмов для разрешения таких проблем. Поэтому единственная рекомендация - это находиться в правовых рамках, действовать в соответствии с законами Российской Федерации.

О деле Ходорковского

Он осужден по определенным статьям российского уголовного закона. Сейчас проходит еще один судебный процесс. Мы должны дождаться его результатов. Если будет оправдательный приговор - это одна ситуация, если будет обвинительный приговор - это другая ситуация. Но в любом случае это решение суда, и в этом смысле ни президент, ни кто другой не имеют права вмешиваться в эту ситуацию. У президента есть только одна привилегия - осуществлять помилование от имени государства. Когда ко мне обращаются с такими заявлениями, я обязан их рассмотреть. Вот и всё.

О модернизации Вооруженных сил

Мы должны иметь эффективную оборонную систему. Но невозможно, чтобы она была на уровне 70-80-х годов. Мы должны иметь уже оборонную систему ХХI века. И это моя забота как Верховного главнокомандующего. Но, конечно, это не следует рассматривать как шаг, направленный против кого-то. Несмотря на кризис, у России есть достаточные средства для того, чтобы привести свою оборонную стратегию и также создать современную армию.

О том, какой должна стать Россия

Я хотел бы, чтобы Россия была эффективным, сильным государством, где хорошо живут люди, живут в соответствии с нормальными, цивилизованными стандартами, где обеспечено нормальное качество жизни. Я хотел бы видеть Россию в ряду демократических государств, в составе единой Европы, видеть государством, которое на равных уважительно разговаривает и общается со своими партнерами, решает самые трудные задачи. Я хотел бы видеть Россию образованной страной, страной, где сохраняются глубокие традиции российской культуры. Это большие цели, глобальные цели, но мне кажется, что они достижимы.

О том, кто руководит страной

Я руковожу государством, я глава государства, и на этом основано распределение полномочий. Господин Путин является председателем правительства, это очень сложная, большая работа. Но основные решения от имени государства принимает президент, это очевидная вещь.

О втором президентском сроке

Я бы хотел доработать сначала этот срок и посмотреть, что будет. Планы об избрании на следующий срок имеет право делать только тот человек, который считает успешным свое пребывание у власти.

Кстати

Президент Дмитрий Медведев поручил Национальному антитеррористическому комитету рассмотреть вопрос о снятии контртеррористической операции в Чечне. "Обстановка вокруг Чеченской Республики в существенной степени нормализована - жизнь там входит в нормальное русло, строятся современные объекты, решаются социальные задачи", - пояснил глава государства на встрече с руководителем ФСБ Александром Бортниковым. В то же время он подчеркнул, что это не снимет с правоохранительных органов задачи по контролю за ситуацией и противодействию террористам.