На камчатке собирают подписи за запрет дрифтерного промысла лосося. Под обращением общественной коалиции "Сохраним лосось вместе" подписались уже тысячи жителей полуострова, среди которых ученые с громкими именами, представители династий аборигенов Камчатского края, студенты-экологи, рыбаки, старожилы и простые жители. Что такое дрифтерный промысел и почему его существование вызывает на Камчатке общественный протест?
Стены смерти
Одним из первых на призыв о сборе подписей отозвался академик Российской академии наук, председатель президиума Совета по морским млекопитающим, заместитель председателя Научного совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям А.В. Яблоков. Свое название этот вид рыболовства получил из-за дрифтерных дрейфующих сетей, которые представляют собой сплошные многокилометровые порядки. Противники такого способа лова утверждают, что взрослая рыба, попав в такую ловушку, прочно запутывается. Молоди лосося удается проскочить, но у нее как ножом снимет слой чешуи, после чего рыба все равно умирает.
Дрифтерные сети буквально выгребают все, что попадается на пути от поверхности моря на 10 метров вглубь. Ниже лосось нырнуть не в состоянии. В этом же слое обитают многие морские животные. Сплошные дрифтерные порядки оставляют после себя пустое, "мертвое" море. Привлеченные запахом рыбы к дрейфующим сетям слетаются птицы, которые тоже вязнут, запутываются в сетях и погибают.
По оценке Всемирного фонда дикой природы, за 6-7 лет дрифтерного промысла лосося японскими и российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации на Дальнем Востоке в сетях погибло более 1,2 миллиона морских птиц (в том числе занесенных в Красную книгу) и около 15 тысяч морских млекопитающих. Очевидцы говорят, что в море дрифтерные сети больше всего напоминают границу между жизнью и смертью. Впереди еще жизнь и движение, а позади уже мертвая тишина. "Стены смерти" - так рыбаки Камчатки называют дрифтерные сети.
Прилов за борт
В 2008 году дрифтерным промыслом у восточного побережья полуострова занимались 49 японских и 16 российских судов. Все вместе - японцы по коммерческой программе, а россияне в целях научных исследований - выловили около 10 тысяч тонн самой ценной красной рыбы - нерки. Причем получается, что дрифтероловы в научных целях - то есть якобы для прогнозирования объемов подхода красной рыбы и изучения путей ее миграции - добыли больше нерки, чем выловили предприятия восточного побережья Камчатки. Абсурд! Разве уместно после этого говорить о продовольственной безопасности страны, развитии стратегически важной рыбной отрасли и конкурентоспособной рыбной промышленности на территории? Но и это еще не все.
Способ добычи рыбы дрифтерными сетями уже сам по себе является, по мнению его противников, антигуманным. Как говорилось выше, в дрифтерную ловушку попадает и погибает практически все живое , что встречается на ее пути. Однако экипажи дрифтерных судов интересует зачастую только самый ценный, дорогостоящий вид лосося - нерка. Все остальное обычно называется приловом и почти всегда летит за борт. Такой "ненужный" прилов порой составляет более половины от того, что добывают дрифтеры. Если вспомнить, что летом 2008 года только ими было выловлено порядка 10 тысяч тонн нерки, то можно предположить, сколько попутно уничтожено остальных видов лосося.
Мы так богаты, что можем себе это позволить? Еще один звонок: в 2008 году на восточное побережье Камчатки горбуша и кижуч практически не пришли.
Вопреки здравому смыслу...
19 января 2009 года председатель правительства России Владимир Путин подписал поручение Министерству иностранных дел РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Федеральному агентству по рыболовству: "Прошу представить согласованные предложения по прекращению применения пелагических дрифтерных сетей". Жители Камчатки в один голос приветствовали это событие и благодарят премьер-министра за поворотное решение в судьбе региона.
Не заставила себя ждать реакция и с другой стороны. Доктор биологических наук, профессор, заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Олег Гриценко почти тут же высказался о необходимости и значимости для российской науки широкомасштабного дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Профессор утверждает, что при современном уровне численности тихоокеанских лососей их вылов в объеме 20-25 тыс. тонн не сказывается на величине береговых уловов и заполнении нерестилищ, и, более того, такое изъятие неощутимо для берегового промысла и воспроизводства.
Между тем, известный дальневосточный ученый, академик Российской академии естественных наук В.П. Шунтов называет заявления о научной необходимости дрифтера детским разговором. "Читая эти строки (защитников дрифтера), мне делается неуютно на душе; неправду пишут-то солидные люди", - говорит академик.
На те же грабли...
В середине 50-х годов ХХ века Камчатка уже пережила "дрифтерную катастрофу". Об этом еще могут рассказать аборигены и старожилы полуострова. Тогда японские дрифтероловы перекрыли камчатскому лососю пути к нерестилищам, и камчатские лососевые реки оказались пустыми в буквальном смысле этого слова: в 1958 году вылов лососей на Западнокамчатском побережье оказался в СТО раз меньше, чем в 1953 году. Вот что по этому поводу говорит президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатского края Татьяна Романова: "Аборигены помнят, что когда рыба вообще не пришла на берег, были закрыты десятки заводов, опустели села, в которых аборигены Камчатки жили тысячи лет. С карты Камчатки за период с 1957 по 1970 год исчезли названия 48 населенных пунктов, в том числе и тех, которые существовали веками. Остались без работы и средств к существованию члены тридцати рыболовецких артелей, представлявших в своем большинстве коренное и старожильческое население полуострова".
По данным камчатских архивов за 1950-е годы, было закрыто множество рыбокомбинатов, рыбоконсервных заводов, холодильников, рыбоперерабатывающих береговых баз, моторно-рыболовных станций и рыболовецких колхозов. Десятки тысяч людей покинули Камчатское побережье, которое и спустя пятидесятилетие так и не смогло пережить последствия той экологической и экономической катастрофы, к которой нас вновь подталкивают аргументы некоторых представителей рыбохозяйственной науки. Опустошения Камчатки, форпоста Российской Федерации, желают защитники дрифтерного промысла?
Цена вопроса
Очевидно одно, все вышеперечисленные факты не имеют ровно никакого значения для дрифтерщиков. Все ужасы меркнут на фоне тех доходов, которые приносит подобный промысел. Создана могущественная и столь же таинственная организация - АДИС (Ассоциация дрифтерных исследований). АДИС не жалеет денег и сил на пропаганду дрифтера, равно как и на обеспечение мощного лобби в научных кругах и среди других заинтересованных лиц. Защитники дрифтера не сбавили оборотов даже теперь, когда свою позицию четко обозначили власти, поставив очень важный для престижа и экономики нашей страны вопрос о прекращении использования дрифтерных сетей в исключительной экономической зоне Российской Федерации. То есть вопрос сохранения нашего национального достояния - рыбного ресурса государства.