В социальную "топку" в связи с кризисом государство вбрасывает миллиарды рублей. Повышено пособие по безработице, больше, чем планировалось, увеличиваются пенсии, детские пособия. В принципе, социальные программы могли серьезно пострадать из-за финансовых последствий кризиса. Могли, но не пострадали - расходы на них при правке бюджета, в отличие от многих других статей, не урезались. Что конкретно намечено сделать, чтобы помочь людям пережить тяжелые времена с наименьшими потерями? На вопросы "Российской газеты" ответила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Татьяна Голикова: Для того чтобы иметь план конкретных действий, нужно сначала оглядеться и понять, какие основные проблемы возникают у людей. Во-первых, это весьма тревожные тенденции на рынке труда. Во-вторых, как следствие, происходит падение реальных доходов у вчера еще благополучных семей, особенно это касается семей с детьми. Третий момент: цены на самые необходимые вещи - еду, лекарства, растут быстрее, чем прогнозировалось в прошлом году. И это опять-таки ложится дополнительным грузом на плечи людей. Четвертый негативный момент: из-за ухудшения экономики страдают внебюджетные социальные фонды, которые формируются за счет отчислений с фонда оплаты труда. А это значит, надо дополнительно подстраховаться, чтобы финансовые сложности не привели к ухудшению с обязательным медицинским страхованием, чтобы вовремя и в полном объеме выплачивались социальные пособия и пенсии.
Хочу подчеркнуть, что позиция правительства, первых лиц государства остается неизменной: экономить на социальных статьях из-за кризисных явлений в экономике мы не будем, выполнение социальных обязательств и социальных программ - приоритет номер один в антикризисной программе.
Я бы выделила четыре главных направления в этой работе. Первое направление - это социальные выплаты и пенсии. Второе направление - это национальный проект "Здоровье". Третье направление, тесно связанное со вторым, - лекарственное обеспечение. Говорю об этом отдельно, потому что это на сегодняшний день одна из самых больных проблем. Четвертое, не менее сложное направление - обеспечение занятости.
Российская газета: Об индексации пенсий мы писали, правительство скорректировало прежние планы с учетом инфляции. За счет каких ресурсов?
Голикова: Когда мы планировали бюджет 2009 года, мы исходили из того, что пенсии будут увеличены трижды: с 1 марта базовая часть пенсии на 8,7 процента; с 1 апреля - страховая часть на 15,6 процента и с 1 декабря - снова базовая часть на 26,5 процента. Эти параметры были не случайны, они рассчитывались таким образом, чтобы к концу года средний размер социальной (минимальной) пенсии достиг, наконец, уровня прожиточного минимума пенсионера.
Жизнь внесла коррективы. С 1 апреля, как вы знаете, страховая часть увеличена на 17,5 процента. Это стало возможно потому, что доходы Пенсионного фонда в 2008 году, несмотря на ухудшение в четвертом квартале, все-таки оказались более высокими, чем прогнозировалось.
Оценки по дальнейшим индексациям также изменились - с учетом новых прогнозов по инфляции. Согласно антикризисной программе мы стараемся, чтобы рост доходов пенсионеров в этом году перекрыл рост цен - по планам средняя социальная пенсия подрастет на 42,8 процента. Средний размер трудовой пенсии вырастет почти на 35 процентов, что существенно выше ожидаемого роста цен.
РГ: Увеличиваются и социальные пособия?
Голикова: Да, цель - та же самая. Поддержать тех, перед кем у государства есть обязательства: прежде всего инвалидов, семьи с маленькими детьми. Знаете, в прошлом году у нас родилось на 107,4 тысячи детей больше, чем в 2007-м, - рост сразу на 6,7 процента. Люди откликнулись на те меры по поддержке материнства и детства, которые им предложило государство. И было бы крайне неразумно остановиться в развитии этих мер.
Собственно, с 1 января весь "детский" пакет был проиндексирован с увеличением на 8,5 процента. Теперь будет сделан перерасчет задним числом (с 1 января) - на 13 процентов.
РГ: То есть как только закон будет принят, вместе с первой увеличенной выплатой семьи получат доплату за январь, февраль и март?
Голикова: Скорее всего, закон вступит в силу в начале мая. Но в любом случае людям выдадут всю сумму, "недополученную" с начала года.
Речь идет более чем о 3 млн женщин, получающих эти пособия.
Кроме того, индексируются на 13 процентов с 1 апреля ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (инвалидам, Героям войны и труда). Я знаю, что этим людям сегодня особенно непросто. Поэтому специально обращаю ваше внимание: вместе с апрельской пенсией будет выплачена ЕДВ исходя из прежнего размера повышения, то есть на 8,5 процента. А в мае уже будет выплачена полная сумма за май и разница за апрель.
РГ: По закону, в соответствии с инфляцией должен быть пересчитан и материнский капитал?
Голикова: Да. Первоначально с 1 января материнский капитал составлял почти 300 тысяч рублей. Сейчас он вырастет на 12 с небольшим тысяч рублей и составит 312 162 рубля.
Но главное не это. Главное, по-моему, то, что было решено приблизить на один год возможность использовать "семейные деньги" на погашение ипотечных кредитов. На эти цели было уже выделено 26,3 млрд рублей. Сегодня заявления в Пенсионный фонд подали 32,5 тыс. семей. Более 20 тыс. положительных решений уже есть. Средства на удовлетворение этих заявок будут направляться по мере их рассмотрения.
РГ: Все эти выплаты потребуют дополнительных расходов Пенсионного фонда и Фонда соцстраха. Между тем дефицит бюджета того же ПФР увеличивается из года в год. Какие вливания из федерального бюджета понадобятся?
Голикова: Пока мы не поменяли конфигурацию пенсионной системы в частности и всего социального страхования в целом, пока мы не приблизились к тому, чтобы оно стало самодостаточным, все выпадающие доходы социальных фондов, и это отражено в нашем законодательстве, компенсируются из федерального бюджета. То есть все социальные выплаты полностью защищены.
В этом году на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда и обеспечения ряда выплат, осуществляемых им, планируется выделение 374 млрд рублей. В бюджет Фонда социального страхования будет направлено 21,7 млрд рублей. И в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования -17,1 млрд рублей.
В федеральный бюджет закладывается создание страховочного механизма, который будет распространяться на все социальные фонды и социальные выплаты. Это означает, что если, например, инфляция окажется выше прогнозируемых сейчас 13 процентов, то для соответствующего повышения соцвыплат будет задействован специально предусмотренный резерв.
РГ: Тема здравоохранения настолько обширна, что, наверно, требует отдельного разговора. Вы сказали, что финансирование муниципальной медицины будет сохранено. Но самая горячая тема на сегодняшний день - это тема лекарств.
Голикова: Все же прежде, чем говорить о лекарствах, я бы хотела расставить некоторые точки над "i". В прессе прошла информация о том, что финансирование по нацпроекту "Здоровье" существенно уменьшилось. Этого нет. Единственная статья, которая действительно претерпела изменения, - это инвестиционные расходы на строительство медицинских центров. При этом об отмене строительства речь ни в коем случае не идет. Просто сроки ввода некоторых центров будут немного отодвинуты.
Что касается нацпроекта, все направления будут продолжаться. Мы выстраиваем поэтапную систему оказания помощи в лечении сердечно-сосудистых заболеваний - в каждом регионе появятся хорошо оснащенные специализированные центры или отделения. Продолжаем проект, связанный со снижением смертности при ДТП, - оснащаем клиники, которые находятся вдоль федеральных трасс, оборудованием, реанимобилями, изменяем порядок оказания помощи. Увеличатся и возможности получить высокотехнологичную помощь, которая сегодня доступна всего лишь для 60 процентов пациентов. Более того, мы начинаем крайне важный проект по онкологии - главный упор делается на обеспечение ранней диагностики, что даст возможность увеличить количество выздоровлений и уменьшить количество смертей.
Начнется также ключевой, как мне кажется, проект по здоровому образу жизни. Денег на это направление выделяется немного, но здесь очень многое зависит от организационных моментов.
РГ: А что все-таки планируется предпринять, чтобы сдержать рост цен на лекарства?
Голикова: Тему лекарственного обеспечения я бы разделила на две части. Первое направление - это госзакупки для больниц, для обеспечения больных по так называемым высокозатратным семи нозологиям, а также других льготников. Второе направление - это коммерческие продажи лекарств в аптеках.
Что касается государственного сегмента, по семи нозологиям все конкурсы на первое полугодие 2009 года проведены. Цены никак не связаны с девальвацией курса рубля, потому что закупка была произведена еще по старым ценам. Сейчас мы согласовываем заявки с регионами на второе полугодие и неожиданностей ни с точки зрения объемов, ни с точки зрения объемов денежных средств не ожидаем.
С программой дополнительного лекарственного обеспечения, прямо скажу, ситуация более сложная. Закупки по ней проводят регионы, мы только направляем соответствующие денежные средства из федерального бюджета. Трансферты эти увязаны с количеством людей, которые не отказались от социального пакета. В этом году перечисления регионам по сравнению с расчетными даже увеличились - было дополнительно выделено 12,2 млрд рублей прямо в январе. Закупки проведены. Но, по нашим данным, закупались лекарства в отдельных случаях дороже, иногда на 20-40 процентов, чем на федеральном уровне.
Что планируется сделать? В перечне поправок в бюджет планируется пересмотреть стоимость социального пакета. Это позволит нам после принятия закона увеличить денежные средства, направляемые в регионы. Но и разбираться с тем, как проводятся закупки, тоже придется. Анализ, который мы сделали совместно с минпромторгом, показал, что в ряде случаев приоритет отдавался импортным производителям. Мы обратились к председателю правительства с письмом, в котором просим рекомендовать или обязать субъекты РФ там, где это возможно, и там, где качество соответствует импортным аналогам, закупать отечественную продукцию.
РГ: Лекарства по льготе получают сегодня около 5 млн человек. А в аптеку ходят все, в том числе и пенсионеры-нельготники. У нас огромная почта: чтобы купить таблетки, люди ограничивают себя в еде.
Голикова: До сих пор регулирование коммерческого сегмента государством практически не осуществлялось. Да, есть официально утвержденный перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств, по которому производители вроде бы должны регистрировать предельную отпускную цену на медикаменты, но не в обязательном, а в заявительном порядке. То есть хочу - регистрирую, не хочу - не регистрирую, и никаких ограничений во втором случае не предусмотрено. В результате с зафиксированной отпускной ценой на наш рынок приходило не более 20 процентов лекарств.
Сейчас принято принципиальное решение - ввести обязательный порядок регистрации предельных отпускных цен на все жизненно важные лекарства. В результате станет возможно отслеживать цены, по которым осуществляется закупка не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов.
Сегодня регионы самостоятельно утверждают торговые надбавки. Единой системы здесь нет. Всю соответствующую методику должна, по поручению правительства, разработать Федеральная служба по тарифам.
Кроме того, Росздравнадзор проводит мониторинг цен по жизненно важным лекарствам. И в ближайшее время получит полномочия по контролю за ценами в аптеках и в медучреждениях любого уровня.
Сегодня, прямо скажу, ценообразование в регионах должным образом не контролируется. Хотя должна оговориться, что кое-где региональные власти стараются повлиять на рынок и уже понизили размеры торговых надбавок.
РГ: Беда не только в том, что лекарства дорожают. Аптеки - это коммерческие предприятия, им выгодно продать то, что дороже.
Голикова: Вымывание дешевого ассортимента мы действительно наблюдаем. В принципе, у нас есть рычаг воздействия на аптечную сеть: официально утверждаемый нашим министерством минимальный ассортимент лекарственных средств, который должен быть в любой аптеке. Мы собираемся его обновить. И ужесточим контроль не только за ценами, но и за наличием всех необходимых лекарств.
РГ: Если говорить о рынке труда, что делает правительство, кроме повышения максимального размера пособия по безработице до 4900 рублей? Насколько действенны программы по подготовке и переподготовке - были высказаны мнения, что это пустая трата денег, которая реального эффекта не дает?
Голикова: C 1 октября, когда мы начали в еженедельном режиме фиксировать сведения по занятости, в мониторинге было задействовано 1500 предприятий. Сейчас - 29 450 предприятий. То есть сокращения, перевод на неполное рабочее время произошли уже почти на 30 000 предприятий.
На сегодняшний день общая безработица в России по методологии МОТ составляет 6,4 млн человек, увеличение с осени - порядка 2 млн. На бирже труда зарегистрировано сегодня 2,164 млн человек (до кризиса - 1,247 млн чел.)
Если говорить о прогнозе, то по оптимистичному сценарию мы планировали 2,2 млн зарегистрированных безработных до конца года, пессимистичный вариант - 2,8 млн человек. Сейчас уже ясно, что события развиваются более негативно, чем мы надеялись. Правда, в последние три недели темпы прироста регистрируемой безработицы несколько упали (примерно вдвое), что внушает некоторый оптимизм. Однако об устойчивости этой тенденции говорить пока преждевременно.
Что касается пустой траты денег, совершенно не согласна.
Во-первых, хотя программы занятости разработали все регионы, деньги от федерального центра получили пока не все. У нас жесткие требования: программа не должна быть декларативной бумажкой. Регион сам должен вкладывать средства, в программах должны участвовать конкретные предприятия. Совершенно четко должно быть указано, что будет сделано на таком-то и таком-то предприятии.
Из общей суммы 43,7 млрд рублей задействовано пока только 25 млрд. Вторую часть мы пока не трогаем, потому что будем корректировать программы в соответствии с изменением ситуации.
Пока остаются четыре направления - организация временных рабочих мест и общественных работ, переобучение и повышение квалификации, содействие самозанятости населения и стимулирование переезда в другую местность в поисках работы. Причем если речь идет о создании дополнительных мест - требуем указывать предприятия, на которых эти места создаются. Если о переобучении - мы требуем, чтобы оно было под конкретные рабочие места.
Поэтому, отвечая на вопрос тех, кто говорит о бесперспективности программы по развитию новых рабочих мест, возражаю - есть перспектива. Просто экстренные меры, предпринятые в первые месяцы кризиса, были направлены в первую очередь на материальную поддержку граждан, которые находились под риском увольнения.