Автоперевозчики Среднего Урала пророчат гибель системы общественного транспорта

Споры вокруг решения Региональной энергетической комиссии Свердловской области продолжаются. Автоперевозчики считают, что снижение стоимости проезда в маршрутных такси разрушит систему общественного транспорта на Среднем Урале.

Тарифный нажим

В середине марта руководитель комиссии (РЭК) Николай Подкопай выступил с заявлением, что отныне маршрутное такси является городским общественным транспортом. Следовательно, там действуют единые тарифы на проезд, установленные в муниципальном образовании (в Екатеринбурге это одиннадцать рублей с пассажира в автобусе). За превышение предпринимателям грозит серьезное наказание - от штрафа в 50 тысяч рублей до дисквалификации на три года.

Основание для таких изменений, по утверждению Николая Подкопая, - Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением правительства РФ и вступившие в силу 18 марта 2009 года. Документ отменяет само понятие "маршрутное такси" и право обслуживать пассажиров по свободным тарифам, не утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти (в Свердловской области - РЭК).

По сути, правила стали предтечей федерального закона, который должен отрегулировать всю сферу перевозок общественным транспортом. Этот законопроект внесен в Государственную Думу еще в апреле 2007 года, но до сих пор в стадии обсуждения. Отсутствие механизма контроля над частными транспортными предприятиями - серьезная проблема для региональных властей. Именно поэтому, по мнению экспертов, на дорогах нет порядка, и в авариях с маршрутными такси гибнет и травмируется больше народу, чем в авиакатастрофах.

До сих пор в ход шли разные методы воздействия на частников. В Свердловской области главным аргументом властей был бесплатный проезд льготников. Расходы на доставку пенсионеров и инвалидов компаниям компенсировали из бюджета (по некоторым данным, предприятиям всех видов общественного транспорта выделялось из областной казны на эти цели более миллиарда рублей в год). Выделяя деньги, администрация могла ставить условия. Теперь льготники сами оплачивают проезд, и финансовая ниточка, связывающая транспортников и местную власть, оборвалась.

- Мы заинтересованы в том, чтобы жители области ездили по божеским ценам, - пояснили корреспонденту "РГ" в РЭК Свердловской области. - Устанавливаемые в маршрутках цены не всегда экономически обоснованы.

Подозрения в необоснованности устанавливаемых частниками тарифов усугубил эксперимент, проведенный недавно одной из транспортных компаний Екатеринбурга. Автобусы и маршрутки этого автопредприятия ездят по одному из самых продолжительных маршрутов Екатеринбурга - от центра города до района Химмаш. Чтобы увеличить количество пассажиров, владелец компании решил ввести дисконтное время. В часы пик проезд обходится в 20 рублей, а днем и поздно вечером - в два раза дешевле. У руководителей других транспортных компаний поведение конкурента вызвало крайнее недовольство. "Стоимость услуги, если она правильно рассчитана - одна, - убеждает владелец одной из крупных транспортных фирм. - В этом случае понижать ее - работать себе в убыток. Манипулировать ценами могут только те, кто изначально заложил завышенный тариф. Как это обычно бывает в магазинах, когда по реальной стоимости товар продается только на последней стадии распродажи". 
 
Бизнес-арифметика

В РЭК разработана методика расчета тарифного меню, на основе которой и будут приниматься документы, доказывающие необходимость изменения стоимости проезда.

- Мы не согласны с решением РЭК, но все-таки взяли в комиссии все методички по расчету тарифов. Я просмотрел эти книжки и могу сказать точно, что одинаковых цифр у муниципальных и частных компаний не получится, - уверен владелец одной из транспортных фирм Екатеринбурга Юрий Минин. - По предложенной схеме нам не доказать реальные расходы. Здесь заложены нормативы еще советских времен. К примеру, норма расхода ГСМ, которая была утверждена в 1981 году. Но сравните, какое движение в городе было тогда и какое сейчас. Из-за постоянных пробок бензина явно тратится больше. Я уж не говорю о том, что у муниципальных и частных предприятий совершенно разное налогообложение. Что большинство автобусов у нас приобретено в кредит, тоже не учитывается, считается, что выплаты по кредитам должны идти из прибыли. И таких нестыковок, ставящих нас в неравное положение с муниципальными предприятиями, множество.

Компания Минина занимается только пассажирскими перевозками, так что пережить бурю, получая доход от другой транспортной деятельности (такси или грузовые перевозки), не сможет. Почти триста машин обслуживают восемь городских маршрутов. Большинство микроавтобусов взято в лизинг, и если коммерсант не будет свое­временно рассчитываться с лизинговой компанией, машины у него отберут. По его словам, при таких доходах компания сможет приобретать только старые, разбитые "ГАЗели".

Депутат областной Думы Ринат Садриев считает, что частникам не стоит паниковать: им оставлена удобная лазейка. Если предприниматель сумеет доказать, что его транспорт повышенной комфортности, то вновь сможет сам устанавливать тарифы.

- Ради этого мы готовы потратиться. Не только шторки в салоне повесить, но и установить телевизор, кондиционер. Только в понятие транспорта класса "люкс" маршрутки все равно не впишешь, - уверен Юрий Минин. - Набор условий, обеспечивающих комфорт, прописан в законодательстве. Там, в частности, есть такое условие, как установка биотуалета. Как вы это себе представляете в микроавтобусе? Так что сделать общественный транспорт бизнес-класса можно, только пустив на маршрут лимузины.
 
Революционный момент

Такие же выводы делают и владельцы транспортных компаний в небольших городах. Предприниматель из Серова Михаил Шульгин считает, что наступило время всем частным перевозчикам города объединяться и доказывать не только право на индивидуальные тарифы, но и требовать отмены бюджетной помощи, оказываемой властями муниципальным транспортным предприятиям. Если уж всех признали равными, то и бюджетная поддержка должна быть одинаково доступной.

На все расчеты и доказательства РЭК дала транспортникам еще пару недель, за это же время они должны напечатать билеты с новой ценой. Предполагается, что в переходный период частникам простят некоторые вольности в установке стоимости проезда.

Пассажиры тоже занялись арифметикой. Студент Николай Фомин подсчитал, что в результате снижения цен в маршрутках за неделю сможет сэкономить 400 рублей. Понятно, почему люди возмущаются, когда видят табличку с цифрой 20. Глава РЭК советует в этом случае записать номер машины и передать информацию в прокуратуру. Предприниматели называют такой подход социальным террором и предрекают развал транспортной системы.

- Я не понимаю возникшей спешки, - говорит депутат Садриев. - В областной транспортной системе трудится 80 тысяч человек, в Екатеринбурге - около 50 тысяч. Мы хотим, чтобы люди остались без работы, а уже сложившаяся система была разрушена? Считаю, что новые правила должны вводиться постепенно, в режиме диалога и в поиске взаимоприемлемых условий.

Справка "РГ"

За последние пять лет количество рейсов, выполняемых городскими автобусами, сократилось на 38 процентов. Городов и поселков, где есть муниципальный общественный транспорт, стало на треть меньше. В 2006 году в системе работало 192 муниципальные транспортные организации, в 2007-м - 42. Количество индивидуальных предпринимателей выросло с 2654 до 2997.