Свой палиндромный юбилей (111 лет со дня открытия) Русский музей отметил выставкой одного из самых известных русских художников XIX века, обладателя многочисленных уникальных дарований, вице-президента Академии художеств графа Федора Толстого.
Во времена победы концептуального подхода в выставочной деятельности Русский музей отважно демонстрирует каноническую монографическую экспозицию, представляя с максимальной полнотой все направления разнообразнейшей деятельности художника. Выставка включает около 100 скульптур, рисунков и акварелей из собрания Русского музея, Эрмитажа и Петергофа.
Особый интерес у поклонников его творчества должны вызвать гравировальные доски, формы, инструментарий и все атрибуты, связанные с многочисленными художественными технологиями, которыми владел мастер, неустанно изобретавший новые подходы и технические приемы в воплощении своих замыслов от уникальной восковой портретной галереи до эскизов балетов собственного сочинения.
Как известно, славу в высшем свете ему принесли многофигурные силуэты (по сути, миниатюрные жанровые картины) и акварели в духе "обманок", где ведущее место занимали модные в те времена иллюзорные натюрморты. По словам графа, его знаменитая "Смородина" кормила всю семью целый год. А европейскую известность Федор Толстой завоевал и альбомом иллюстраций (более 60 офортов по виртуозным контурным рисункам) к поэме Богдановича "Душенька" и произведениями медальерного искусства, в котором остался непревзойденной вершиной русского художественного Олимпа. Наибольшую известность приобрели созданные им медали "Для поднесения герцогу Александру Вюртембергскому от Санкт-Петербургского ополчения", "За успехи в науках воспитанникам Академии художеств", "В память 100-летия Академии наук" и др. В 1842 году "за особенное искусство и отличные познания в медальерном искусстве" Толстой получил от Академии художеств звание профессора. Художественным же символом эпохи стала знаменитая серия из 20 композиций восковых барельефов на грифельной доске в аллегорической форме, представляющих исторические события 1812-1814 годов.
Символично, что в первом зале экспозиции зрителя встречает уникальное произведение из собрания Эрмитажа "Апофеоз президента Академии художеств графа А.С. Строганова". В этой аллегорической композиции, полной масонских символов (Толстой и сам был членом масонской ложи), художник почтил память владельца знаменитого Строгановского дворца, просвещенного покровителя искусств, единомышленника. Здесь же расположен и известнейший живописный "Семейный портрет" Толстого, который в 1897 году был передан в новый Музей Александра III и стал одним из первых экспонатов будущего Русского музея.
Настоящим раритетом являются и находящиеся в экспозиции модели барельефа для борта золотого блюда, поднесенного санкт-петербургским купечеством после коронации Николаю I, где в сценах труда как бы представлены рождающиеся будущие товары.
Как всегда, выставку сопровождает подробный каталог, включающий также произведения, находящиеся в Третьяковской галерее и не попавшие в экспозицию. А по знаменитым работам художника, предназначавшимся для ботанических атласов (цветы и плоды), выпущены открытки и более того - пазлы для детей.