Русский музей отметил свой юбилей выставкой Федора Толстого

Свой палиндромный юбилей (111 лет со дня открытия) Русский музей отметил выставкой одного из самых известных русских художников XIX века, обладателя многочисленных уникальных дарований, вице-президента Академии художеств графа Федора Толстого.

Во времена победы концептуального подхода в выставочной деятельности Русский музей отважно демонстрирует каноническую монографическую экспозицию, представляя с максимальной полнотой все направления разнообразнейшей деятельности художника. Выставка включает около 100 скульптур, рисунков и акварелей из собрания Русского музея, Эрмитажа и Петергофа.

Особый интерес у поклонников его творчества должны вызвать гравировальные доски, формы, инструментарий и все атрибуты, связанные с многочисленными художественными технологиями, которыми владел мастер, неустанно изобретавший новые подходы и технические приемы в воплощении своих замыслов от уникальной восковой портретной галереи до эскизов балетов собственного сочинения.

Как известно, славу в высшем свете ему принесли многофигурные силуэты (по сути, миниатюрные жанровые картины) и акварели в духе "обманок", где ведущее место занимали модные в те времена иллюзорные натюрморты. По словам графа, его знаменитая "Смородина" кормила всю семью целый год. А европейскую известность Федор Толстой завоевал и альбомом иллюстраций (более 60 офортов по виртуозным контурным рисункам) к поэме Богдановича "Душенька" и произведениями медальерного искусства, в котором остался непревзойденной вершиной русского художественного Олимпа. Наибольшую известность приобрели созданные им медали "Для поднесения герцогу Александру Вюртембергскому от Санкт-Петербургского ополчения", "За успехи в науках воспитанникам Академии художеств", "В память 100-летия Академии наук" и др. В 1842 году "за особенное искусство и отличные познания в медальерном искусстве" Толстой получил от Академии художеств звание профессора. Художественным же символом эпохи стала знаменитая серия из 20 композиций восковых барельефов на грифельной доске в аллегорической форме, представляющих исторические события 1812-1814 годов.

Символично, что в первом зале экспозиции зрителя встречает уникальное произведение из собрания Эрмитажа "Апофеоз президента Академии художеств графа А.С. Строганова". В этой аллегорической композиции, полной масонских символов (Толстой и сам был членом масонской ложи), художник почтил память владельца знаменитого Строгановского дворца, просвещенного покровителя искусств, единомышленника. Здесь же расположен и известнейший живописный "Семейный портрет" Толстого, который в 1897 году был передан в новый Музей Александра III и стал одним из первых экспонатов будущего Русского музея.

Настоящим раритетом являются и находящиеся в экспозиции модели барельефа для борта золотого блюда, поднесенного санкт-петербургским купечеством после коронации Николаю I, где в сценах труда как бы представлены рождающиеся будущие товары.

Как всегда, выставку сопровождает подробный каталог, включающий также произведения, находящиеся в Третьяковской галерее и не попавшие в экспозицию. А по знаменитым работам художника, предназначавшимся для ботанических атласов (цветы и плоды), выпущены открытки и более того - пазлы для детей.