На мировом рынке антиквариата царят два крупнейших аукционных дома Sotheby's и Christie's. Вечные конкуренты, они занимают огромный сегмент антикварного рынка, задают тон, определяют критерии ценностей. Кризис не мешает им успешно развивать свой бизнес, о чем свидетельствует крупнейшее событие рынка - распродажа коллекции Ива Сен-Лорана. Более удачливым здесь оказался дом Christie's, коллекция ушла с торгов за рекордную сумму - 374 миллиона евро. Sotheby's, наверное, было о чем задуматься. Но Сен-Лоран лишь один, и Sotheby s было бы очень непросто найти достойную альтернативу. В какой-то момент внимание экспертов компании привлекла коллекция другого кутюрье - Джанни Версаче, она и была распродана на торгах Sotheby's в Лондоне.
В конечном счете Sotheby s продал одну из самых значительных частных коллекций за последние несколько лет. С молотка аукционного дома ушли более 500 лотов, включая картины XIX века, ценнейшую мебель, скульптуру, мелкую пластику и серебро. Общие сборы Sotheby s достигли отметки 7,5 миллиона фунтов стерлингов, а количество проданных лотов составило 98,4 процента, что даже больше, чем на торгах коллекции Сен-Лорана.
В общем, на Западе рынок антиквариата чувствует себя весьма уверенно. А как обстоят дела у нас? Об этом наш корреспондент побеседовал с членом Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Ильдаром Галеевым.
- Говорят, что когда падают основные объекты инвестиций - нефть, металлы, ценные бумаги, недвижимость, инвесторы обращаются к антиквариату. Насколько антиквариат привлекателен для инвесторов?
- Я не думаю, что антиквариат пользуется привилегией называться "бухтой спасения от стихии", это всего лишь один из финансовых инструментов. Другое дело - насколько он эффективен. Сегодня мы видим падение доверия абсолютно ко всем инструментам, то, что раньше казалось незыблемым, - сегодня переживает обвал. Роль антиквариата в экономической жизни страны еще недостаточно хорошо изучена, и, как это не парадоксально, - именно этот фактор и делает его привлекательным. Этот сектор переживет бурю легче всего, так как он отстранен от понятных всем правил рыночного хозяйства. В любом случае история знает довольно много примеров, когда значительные коллекции предметов искусства возникали или пополнялись именно в такие неспокойные годы, годы паники и стресса. Что может заставить людей расставаться с любимыми вещами? Только неуверенность в завтрашнем дне. Так что это время для людей, уверенных в завтрашнем дне.
- Как мировой рынок антиквариата перенес первую волну кризиса? Какие тенденции просматриваются?
- Прошедшие аукционы ведущих мировых домов подтверждают высказанное выше мнение. Рекорды продажи коллекции Ива Сен-Лорана абсолютно обескураживают людей, обслуживающих интересы крупных собирателей. Не думаю, что это первые признаки бегства капитала в сферу искусств, скорее это свидетельство недооцененности парадоксов на этом рынке. Теперь уже всем понятно, что докризисных цен не будет, важно привыкнуть к мысли, что рынок искусства будет существовать в иных ценовых категориях, и не делать из этого трагедии.
- Каковы перспективы рынка в мире и в России на ближайшие годы?
- У меня оптимистический прогноз. И дело здесь не в том, будет ли стабильной цена на нефть или нет (хотя без этого нам никуда). Уникальность сегодняшней ситуации в том, что страна стремительно "образовывается", накачивает "мускулы культуры". Сегодня, для целей репрезентации уже недостаточно входить в список "Форбс". Для самоутверждения необходимо быть человеком, ориентирующимся в вопросах искусства. Именно поэтому так счастливо у нас стали сочетаться две вещи, казалось, несовместимые: покупка футбольных клубов и ультрамодных галерей в одном флаконе. Появятся новые коллекционеры, искусство собирали всегда - история собирательства в Европе насчитывает несколько столетий, что же мы хотим от русского общества собирателей, существующего всего 15 лет?
- Еще недавно говорили, что плох тот банк, который не имеет своего "Квадрата" Малевича. Не пропал ли корпоративный интерес к предметам искусства?
- Корпоративные собрания, если это не собрания какого-то одного магната в рамках собственной корпорации, - всегда были глупостью. Этот своего рода "общак искусства", который плохо сформирован. Там сыграно немало недобросовестных партий, но он выполнил свою роль на раннем этапе собирательства новых коллекционеров. Коллекции произведений - глубоко индивидуальный акт, продиктованный вкусами и критериями собирателя - одиночки. Думаю, что в дальнейшем собирательство примет индивидуализированные черты. В не меньшей степени это будет зависеть от позиции наших главных музеев - будут ли они задавать тон и создавать моду на имена в коллекциях или будут исполнять заказ спонсоров.
- В чем специфика модели поведения российских и зарубежных покупателей?
- Для русского человека всегда важно было "достать товар из-под полы". Наследие этого мышления будет еще долго формировать философию закупок. Предметы искусства до сих пор понимаются как сфера дефицитного товара, поэтому аукционы нам не указ - основной объем продаж антиквариатом как был, так и будет проистекать в сфере "наличной торговли". Достаточно взглянуть на статистику: оборот русского рынка искусства - несколько млрд, в то время как на аукционах проходит едва ли десятая часть этого объема. Это и есть "русский вопрос": товар - чемодан (с деньгами). Другая особенность нашего покупателя - несамостоятельность в принятии решения о покупке произведения искусства. Зачастую главным фактором выступает формула "я тоже такую же хочу".