Вступающие в силу 13 апреля изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон "О рынке ценных бумаг", касаются деятельности практически всех субъектов финансового рынка: акционерных обществ, эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников, регистраторов. И, естественно, инвесторов и акционеров.
Неверно было бы сводить принятые изменения только к ужесточению санкций за административные правонарушения, хотя они действительно значительно выросли. Теперь штраф, налагаемый на юридические лица, может достигать одного миллиона рублей. А должностные лица помимо штрафа могут быть подвергнуты дисквалификации - лишению права занимать определенные должности в течение 1-2 лет.
Возьмем для примера такую обязательную для акционерных обществ функцию: ведение реестра акционеров, содержащего сведения о владельцах ценных бумаг. Это единственный документ, удостоверяющий право инвестора на акции. Неверная информация, неправомерная запись или отказ от внесения записи в реестр могут стать поводом для оспаривания законности прав акционера. И если раньше применение штрафных санкций за подобные нарушения (не более 50 тысяч рублей) для акционерного общества имело скорее воспитательное значение, то дамоклов меч выплаты от семисот тысяч до миллиона рублей заставит руководителей крепко задуматься об ответственности за предпринимаемые действия и дальнейшей судьбе предприятия.
Не секрет, что многие рейдерские атаки по захвату предприятий, а вернее - чужой акционерной собственности, удавались благодаря ненадлежащему ведению реестра. Принятый закон вряд ли станет панацеей от рейдерских атак, но наверняка заставит руководителей акционерных обществ более ответственно подходить к ведению реестра акционеров, что в конечном итоге положительно скажется на защите законных прав владельцев ценных бумаг.
Статистика показывает, что наиболее часто акционерные общества нарушают требования к раскрытию информации. Более 41 процента административных дел в прошлом году было возбуждено именно по таким нарушениям. Что интересно, второе место в этом "рейтинге" (свыше 30 процентов) занимают дела о невыполнении в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.
Как известно, полнота информации об эмитенте является одним из главных критериев при принятии инвестором решения о покупке ценных бумаг этой организации. Требования по раскрытию информации одинаковы для всех акционерных обществ вне зависимости от количества акционеров, доходов и видов деятельности. То есть и "Газпром", и какое-нибудь маленькое АО, занимающееся, например, уборкой двух улиц города, должны раскрывать информацию о себе в одинаковых объемах. И санкции за нарушение одинаковы. Но если для большой организации миллионный штраф можно рассматривать как досадную неприятность, то для маленькой он может означать полное закрытие бизнеса.
Вероятно, будет правильным в дальнейшем провести некую классификацию акционерных обществ и дать возможность тем, кто на фондовом рынке вовсе не присутствует, а таких достаточно, раскрывать информацию о себе не в таких объемах, как это делается сейчас.