Написанная в 1733 году для Лондонского королевского театра знаменитая опера Генделя "Орландо" впервые прозвучала в Москве в Концертном зале Чайковского в исполнении Камерного оркестра Musica Viva (художественный руководитель Александр Рудин) и международного состава солистов: меццо-сопрано Патрисии Бардон (Ирландия), сопрано Ингелы Болин (Швеция) и Деборы Йорк (Великобритания), Джеральда Томпсона (контратенор) и Филиппа Катлипа (бас-баритон) из США. Дирижер Кристофер Мулдс (Великобритания).
Международный сбор музыкантов для исполнения генделевского сочинения - не просто шик Московской филармонии, организовавшей проект "Орландо" под маркой 250-летия со дня смерти великого композитора, но и принципиальная составляющая художественного качества, поскольку собственной авторитетной традиции исполнения барочной оперы в России до сих пор не существует. Если и попадают отдельные названия в репертуар ("Орфей" Монтеверди, "Юлий Цезарь" Генделя), то в ранге раритетов, возвращающихся к жизни, тогда как во всем музыкальном мире бережно культивируют эту продукцию эпохи оперы-seria, оставившей нам образцы трепетной чувствительности и благородной красоты героев, не утративших свою связь с древним мифом и рыцарским кодексом. Именно на рыцарский сюжет, повествующий о роковой любви и ревности паладина Орландо к китайской принцессе Анжелике (по мотивам знаменитой ренессансной поэмы Лудовико Ариосто "Неистовый Роланд"), Гендель и сочинил оперу, в которой скрестились особенности seria - статичные, наполненные чисто музыкальной красотой, виртуозные арии сопрано и castrati (кастратов), и новации в духе Шекспира - развернутая драматическая сцена безумия Орландо, по накалу не уступающая неистовству Отелло или сумасшествию Офелии, неординарные эффекты в оркестре - теорба (басовая лютня), звучащая вдруг как балалайка, выразительные инструментальные изображения капающих слез, гнева, бездны. Латентный смысл оперы состоит в том, что Орландо при помощи мага Зороастра проходит путь эволюции души и через ревность, помутившую его разум, постигает гармонию и мудрость, заключающуюся в равновесии и соразмерности.
Именно это качество в исполнительском аспекте и должно воплощать музыкальный концепт seria, и именно к этому качеству стремились солисты и дирижер Кристофер Мулдс, добившийся тонкого уравновешенного ансамбля Musica Viva и певцов. Сложнейший, постоянно меняющийся метр оркестр выдержал в очень подвижном темпе и устойчиво для вокалистов, увлеченно надстраивавших каденциями прописанный Генделем текст. Особый градус музыкальной красоты возникал от слияния тембров голосов: не только по генделевскому кругу - баритон, контратенор, альт (меццо) и два сопрано, но и в ансамблях тонко подобранных певцов. Нежное, виртуозное сопрано Ингелы Болин (Анжелика) и женственный, чувственный контратенор Джеральда Томпсона (Медоро) буквально синтезировались в их любовных дуэтах в единый звук. Причем Томпсон одинаково легко чувствовал себя и в низком регистре, и во второй октаве. Подвижной и гибкой, почти лирической по звуку вышла партия мага Зороастра у Филиппа Катлипа, а пастушка Доринда в исполнении Деборы Йорк вела игру с оркестром легкими, "вуальными" трелями и фиоритурами. Главный же персонаж действа Орландо в исполнении Патрисии Бардон оказался ее элегантной и искусной работой. Певица, не нарушая нейтральной барочной краски голоса, смогла подробно "вырисовывать" и ревнивую ярость Орландо, и любовный пыл, и потусторонние видения. Когда в финале певцы соединились в ликующий заключительный ансамбль, славящий с Musica Viva мудрость жизни, генделевская опера вошла в фазу чисто барочного музыкального апофеоза, который ставил перед собой целью приобщить человека к гармонии жизни.