За несколько месяцев малому бизнесу удалось "приноровиться" к кризису. Такие выводы содержатся в мартовском мониторинге, подготовленном предпринимательским объединением "ОПОРА России".
"Падение спроса" было названо респондентами самой главной проблемой, мешающей бизнесу. По словам вице-президента "ОПОРЫ России" Владислава Корочкина, она наиболее актуальна для моногородов, таких как Байкальск, Вологда, Череповец. Вторым в рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период стал "дефицит финансовых ресурсов".
Меньшей, но менее тяжелой головной болью для предпринимателей являются неплатежи поставщиков. Опасное проявление кризиса для малых и средних компаний заключается в задержке платежей от крупных предприятий.
Если рассматривать состояние малого и среднего бизнеса в разрезе отраслей, то, согласно опросу, дефицит финансов более всего испытывают предприятия сельского хозяйства, общественного питания, строительные и транспортные компании.
В то же время структура приоритетов компаний с начала года практически не изменилась. Как и раньше, 60 процентов опрошенных основной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Почти треть компаний планирует проявить "гибкость": изменить ассортимент либо переориентировать бизнес. Из непопулярных мер компании более всего готовы идти на сокращение зарплат (18 процентов) и менее всего на снижение объемов выпуска (8 процентов).
Что ждет бизнес от государства? Предприниматели все так же надеются на налоговые каникулы. А пока ищут лазейки, как избежать фискальной нагрузки.