Государство намерено серьезно разобраться с ценами за швартовку и стоянку у речных причалов. И потом передать вопрос в ведение Федеральной службы по тарифам. Об этом шла речь на Морской коллегии, которую вел вице-премьер Сергей Иванов.
Министр транспорта Игорь Левитин рассказал, что сейчас причалы хоть и находятся в госсобственности, но практически все сданы в аренду коммерсантам. И они устанавливают цены кто во что горазд. Левитин привел интригующие цифры.
По его подсчетам, более 60 миллионов рублей в год "проплывает" мимо государственной казны только на московском Северном речном вокзале. С 17 причалов коммерческое предприятие получает по 7,5 тысячи рублей только за одну швартовку, час "парковки" судна стоит 5 тысяч рублей. По приблизительным подсчетам министра, там стоят 30 судов в сутки. А это примерно 500-600 тысяч рублей в день. И лишь 20 процентов от выручки перечисляется федеральному государственному унитарному предприятию, которому причалы переданы в эксплуатацию. Остальное достается коммерсантам.
Впрочем, дело не только в деньгах, но и в безопасности судоходства. И здесь Левитин привел в пример пассажирский причал на острове Кижи, который имеет большое пассажирское и туристическое значение. В январе этого года он был почему-то закреплен за Государственным историко-архивным этнографическим музеем-заповедником Кижи, который, понятно, не является специализированной речной организацией и не имеет опыта работы с причальным имуществом. "Как можно было передать ему причал?" - недоумевал министр. А в 239 портах, где причальные сооружения находятся в федеральной собственности, вообще не оформлены отношения с эксплуатирующими организациями. Часть причалов без согласования с минтрансом и Росморречфлотом были переданы регионам.
На все эти вопросы минтранс рассчитывает получить ответы до июля 2009 года. Минэкономразвитию и Росимуществу уже поручено провести инвентаризацию объектов речной инфраструктуры портов, находящихся в федеральной собственности.
Протяженность внутренних водных путей России составляет более 101 тысячи километров. "Успешное функционирование столь мощной и разветвленной структуры, - подчеркнул председатель Морской коллегии, вице-премьер Сергей Иванов, - во многом определяется действующей системой управления, которая на данный момент является недостаточно эффективной". Требует совершенствования и нормативно-правовая база для речного транспорта, заметил Иванов. По его словам, совмещение функций хозяйственной деятельности и госрегулирования в бассейновых управлениях сдерживает развитие рыночных отношений и препятствует здоровой конкуренции.
Для того чтобы устранить все эти препоны, и будет проведена реформа внутренних водных путей. Как уже писала "РГ", сейчас минтранс работает над ее концепцией.
Справка "РГ"
Речной транспорт есть в 67 регионах страны. Он ежегодно перевозит 20 миллионов пассажиров и более 150 миллионов тонн грузов.
Около 25 миллионов тонн завозится по реке в районы Крайнего Севера, где нет альтернативного вида транспорта.
В отрасли работают более 28 тысяч человек.