Первую плавучую АЭС будут достраивать на Балтийском заводе

В Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе, случилось дежавю: в присутствии гостей и журналистов во второй раз за последние два года одни и те же люди произносили речи во славу первой в мире плавучей АЭС.

Формальным поводом стал проходящий в городе на Неве форум "Атомная энергия, общество, безопасность" и приезд на него главы "Росатома" Сергея Кириенко. Он рассказал собравшимся о многообразных устремлениях своего ведомства и, в частности, о планах в отношении атомного ледокольного флота, который, как известно, тоже передан под управление госкорпорации "Росатом".

Первенец в этой серии кораблей - атомоход "Ленин" - сошел со стапелей Балтийского завода пятьдесят лет назад и свое давным-давно отработал. В период с 1971 по 1992 год там же строились атомные ледоколы второго поколения: "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз", "Ямал". В 2007 году, после 15-летнего перерыва, был достроен последний из ныне действующих атомных ледоколов - "50 лет Победы".

Сейчас, по словам Кириенко, разработана программа модернизации атомного ледокольного флота, а "объем госпомощи закреплен в законе о федеральном бюджете и в 2009 году составит 1,8 миллиарда рублей". В последующие два года, добавил он, из федерального бюджета на поддержку атомного флота будет направлено еще 4,5 миллиарда". А уже в 2010 году на Балтийском заводе готовы приступить к строительству атомного ледокола нового типа. Разработку такого проекта сейчас завершают в ЦКБ "Айсберг". Как сообщил глава "Росатома", создается "двухосадочный ледокол, способный преодолевать ледовый покров Северного Ледовитого океана и заходить в сибирские реки". Причем, это будет не единичный экземпляр - задумана серия из пяти таких судов. Средства для них предусмотрены федеральной целевой программой по развитию транспортного судостроения - в частности, на строительство головного судна заложено 17 миллиардов рублей.

Но это дело будущего. А уже сейчас на Балтийском заводе разворачиваются работы по сооружению образцово-показательной ПАТЭС - плавучей атомной теплоэлектростанции. В мае, как уверяют, состоится церемония закладки. Хотя два года назад, 15 апреля 2007 года, ее уже закладывали на Севмаше при большом скоплении важных персон. И даже имя дали - "Академик Ломоносов". Тогда же концерн "Росэнергоатом" подписал декларацию о намерениях построить флотилию аж из семи плавучих станций с энергоблоками малой (70 МВт) мощности. Ожидалось, что первая вступит в строй аккурат к тому времени, когда будет отмечаться 300-летие Михаила Васильевича Ломоносова.

Этому, напомним, предшествовали непростые консультации в правительстве. Прежний глава минэкономразвития Герман Греф открыто заявлял о своих сомнениях в коммерческой эффективности затеи с плавучими АЭС, но его голос оказался в меньшинстве. Деньги из бюджета под строительство референтного блока были выделены и работы начались.

Однако год спустя выяснилось, что "Росатом" и Севмаш, который к этому времени был уже не ФГУПом, а открытым акционерным обществом, не смогли достичь согласия в оценке стоимости и сроках сооружения ПАТЭС. В августе 2008-го ранее подписанные договоры были расторгнуты, а заказ передан на Балтийский завод (входят в состав "Объединенной промышленной корпорации"). Техническая готовность основного оборудования реакторных установок к тому времени составляла около 85 процентов.

Новый контракт между Балтийским заводом и концерном "Энергоатом" (а он, как и Севмаш, теперь преобразован в ОАО) предусматривает сооружение, спуск на воду, достройку, испытание и передачу в эксплуатацию первой в мире плавучей электростанции с реакторными установками КЛТ-40С.

Сами реакторные установки создаются в нижегородском ОКБМ им. Африкантова - там же, где проектировались и проектируются сейчас ядерные энергоустановки для атомных ледоколов и атомных подводных лодок. Контракт на изготовление двух турбин подписан с ОАО "Калужский турбинный завод". И там, и там, как уверяют официальные лица "Энергопрома", договорные сроки выдерживаются. А привяжут к месту первую ПАТЭС, если все сложится, как задумано, в ЗАТО Вилючинск на Камчатке, где базируется соединение подводных сил Тихоокеанского флота.

Дословно

"Здесь, на Балтийском заводе, мы должны делать конкурентоспособную продукцию, с которой сможем выходить на международный рынок, - заявил журналистам Сергей Кириенко. - Нам говорят: покажите референтный образец. Хотим потрогать его руками и готовы сделать после этого заказ на приобретение такой АЭС". По словам главы "Росатома", уже в этом году на Балтийский завод "пойдут экскурсии иностранцев, которые хотели бы заказать для своих нужд такую плавучую АЭС, которая может работать не только для выработки электроэнергии и тепла, но и производить большое количество пресной воды из морской". Такие плавучие станции, убежден Кириенко, "можно передавать даже в лизинг вместе обслуживающим коллективом".