Для женщин средства ухода и косметика - товары первой необходимости, отказаться от их приобретения для большинства из нас практически немыслимо. И все же экономическая нестабильность вызвала спад продаж и в этом секторе.
Как отмечают в комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга, сильнее всего в результате кризиса пострадал премиум-сегмент реализуемых в розницу косметических средств: снижение стоимости среднего чека в нем достигло 60 процентов. В целом сокращение общего объема продаж в магазинах косметики и парфюмерии мегаполиса с начала года составило от пятнадцати до 30 процентов.
По мнению экспертов, главной причиной спада стала жесткая зависимость отечественного рынка косметики и парфюмерии от импорта, а значит, и растущего курса доллара. Более 80 процентов продаваемых на Урале духов и туалетной воды производятся в Германии, Франции и Польше. На рынке косметики и средств ухода, как отмечает пресс-секретарь вице-мэра Екатеринбурга по вопросам товарного рынка Илона Стародубцева, доля импортных средств несколько меньше - порядка 70 процентов.
Один из местных крупных косметических концернов и ряд других отечественных производств, поставляющих продукцию на Урал, работают в нижнем и среднем ценовых сегментах. Впрочем, за последние месяцы цена выросла и на косметику российского производства, поскольку и при ее изготовлении используется значительная доля импортных составляющих. Что не могло не сказаться на падении общих объемов реализуемой продукции.
- Последние пики продаж пришлись на традиционные женский и мужской праздники, - отмечает менеджер одной из крупных сетевых компаний по продаже косметики и парфюмерии Светлана Ковальчук, - затем пошло плавное снижение. До определенного периода мы работали на старых запасах - продукции, закупленной еще по докризисным ценам. Кроме того, применяли систему скидок, различных спецпредложений. К примеру, духи класса "люкс" можно было приобрести за половину стоимости. И все-таки удержать продажи на прежнем уровне нам не удалось, - резюмирует эксперт.
При этом, как отмечают в комитете по товарному рынку, использовать скидки крупные игроки на рынке парфюмерии и косметики будут и впредь, особенно сейчас, когда в магазины поступает продукция, закупленная уже по новым ценам. Иначе привлечь покупателя будет довольно сложно.
Проявлять немыслимую щедрость и дарить клиентам бонусы, как отмечают аналитики, косметические сети в состоянии и во время кризиса. Выпуск и продажа парфюмерии считаются одними из самых прибыльных видов бизнеса. Для производителей размер сбытовой маржи составляет не менее 30 - 40 процентов, затем свои 30 процентов накручивают торговые сети. Не случайно до последнего времени парфюмерно-косметический рынок развивался в России рекордными темпами, прирост достигал десяти процентов в год, и общий объем продаж составил в прошлом году 1,9 миллиарда долларов.
Например, в конце 2008 года в Екатеринбурге открылись три достаточно крупных косметических магазина - в этот период экономика региона уже испытывала серьезные потрясения. Всего в столице Среднего Урала работает 70 предприятий по продаже косметики и парфюмерии.
Как отмечает мультибрендовый консультант одного из торговых предприятий Екатерина Стрелецкая, покупатели, предпочитающие продукцию высокого и среднего ценовых сегментов, и под давлением кризиса пока не готовы менять свои пристрастия.
- Сказывается доверие к качеству определенных брендов, - отмечает консультант. - Если человек привык покупать любимую марку туалетной воды премиум-класса, то вряд ли даже при недостатке средств выберет что-то из сегмента лайф-стайл (низкий ценовой сегмент в парфюмерии) - скорее он купит привычную марку, но флакон меньшего объема.
И все же, если кризис затянется надолго, покупатели будут вынуждены снизить планку, перейти на более доступные бренды. Ведь никакие экономические потрясения не заставят женщин отказаться от духов и косметики вовсе.
Между тем
По мере развития российского косметического рынка планомерно снижалась доля контрафактной продукции. По данным аналитиков, в парфюмерно-косметических сетях ее доля в прошлом году не превышала 1 - 2 процентов от общего объема продаж.