В этом году Всероссийский театральный форум "Театр - время перемен", по традиции собиравшийся в Москве, разъехался по столицам семи федеральных округов, чтобы там, на месте, соединить театр и власть в разрешении порой неразрешимых вопросов.
Первая из таких встреч , проводимых Союзом театральных деятелей России, состоялась в Хабаровске и собрала все театры Дальнего Востока, вторая - в Екатеринбурге (Уральский округ), третья - в Новосибирске. Нынешняя - в Ростове-на-Дону - собрала 80 театров этого самого сложного и многосоставного региона России. Стоит только назвать национальные образования, где существуют или возрождаются театры, чтобы понять градус накопившихся проблем: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Адыгея, Калмыкия, не говоря уже о театрах Краснодара, Ростова, Ставрополя, Волгограда, Таганрога....
Не случайно, выступая на форуме, Александр Калягин чаще всего произносил два слова - "театр" и "боль". Подтверждая это, он напомнил, что в Карачаево-Черкесской Республике четыре театра ютятся в одном здании, а средства, выделяемые на одну постановку, не превышают 40 тысяч рублей. На эту цифру в зале раздался горький смех и комментарии из разных мест: так, в Новошахтинске (городе, где театр был создан в 2003 году) и вовсе не выделяют средства на постановки. На трибуны форума не раз поднимались представители национальных театров Юга России, чтобы спросить: "Как стало возможно, что среди президентских 28 грантов, выделенных федеральным объектам культуры, нет ни одного регионального и национального театра?".
При этом Калягин с восхищением напомнил, что в это сложное время не только не закрылся ни одни театр российского Юга, но даже открылись два новых - "Домашний театр" Михаила Литвинова в Ставрополе и Волжский драматический театр. Губернаторы Краснодарского края и Астраханской области, президенты Кабардино-Балкарии, Чечни, Адыгеи ремонтируют театры, делают надбавки к нищенским зарплатам из областных бюджетов.
Разумеется, повышенным интересом пользовались представители Чеченской Республики. Мы побеседовали с Розой Ташаевой, ведущим специалистом министерства культуры:
Российская газета: Сколько театров и в каких условиях существуют сегодня в Грозном?
Роза Ташаева: В Грозном действуют три театра - Чеченский имени Нурадилова, Русский имени Лермонтова и ТЮЗ. Благодаря поддержке президента Рамзана Кадырова из руин восстановили их исторические здания. Правда, иногда не на тех местах, где они находились раньше. Впрочем, вы знаете, что даже сам Грозный хотели построить на другом месте - такие страшные руины он собой представлял. Кроме возрожденных театров республика получила и современный огромный концертный зал.
РГ: Есть ли сегодня публика у этих театров? Какая она?
Ташаева: Что касается потенциальной публики, то ее составляет поколение молодого президента, новые люди, большинство из которых выросли в деревне и никогда в театр не ходили. Эти молодые и энергичные люди еще не прониклись духом, атмосферой театра.
РГ: А каков репертуар?
Ташаева: Сейчас в Национальном театре - 7 пьес. Но это старые названия, в основном мировая классика. Проблема как раз в том, чтобы создать новый репертуар. Нам нужно, чтобы театр нашел точки пересечения с национальным возрождением. В Ингушетии, к примеру, нашли пути решения этой проблемы - они взяли историю одного рода, рассказали ее средствами театра, кстати, на русском языке, и новая публика пошла в театр, приобщаясь к национальным традициям. Мы только ищем эти пути. Но у нас все впереди. Город молодой, в нем буквально бьет энергия молодости.
О том, что именно театр как никакой иной культурный институт способствует сохранению духовных традиций, а порой и самого языка (например, в Дербенте работает единственный в мире Лезгинской национальный театр), смягчает нравы, говорили все участники форума. В завершении своей работы они примут итоговый документ, адресуя его президенту Российской Федерации.