Вчера в театре "Et Сetera" состоялась давно ожидаемая пре мьера мюзикла Мела Брукса "Продюсеры". Наш корреспондент встретилась с российским продюсером "Продюсеров" Давидом Смелянским.
Российская газета: Вы спродюсировали огромное количество постановок. Более 60... Работали с Панфиловым, Вишневской, Ростроповичем... И вот сейчас сами ставите спектакль про продюсеров.
Давид Смелянский: Во-первых, надо уметь посмеяться над собой и своей профессией. Во-вторых, мы с Александром Калягиным затеяли спектакль про авантюристов. А в профессии любого продюсера, даже если нет финансовой авантюры, всегда есть творческая. Я имею в виду риск. Более того, я все время говорю Калягину, что мы с ним - два персонажа из этого мюзикла, потому что в тяжелое время финансового кризиса ставим такой широкомасштабный проект. Что значит для меня этот мюзикл? Еще один опыт. Мне безумно нравится это произведение. Оно меня захватило много лет тому назад, когда я увидел первый фильм.
РГ: А когда и где это было?
Смелянский: Это было лет 10 назад. Я посмотрел фильм "Продюсеры" в Нью-Йорке на домашнем видеомагнитофоне. И сразу же захотел завладеть такой же кассетой. Этот фильм 1968 года непросто было достать. С тех пор я загорелся идеей - еще до появления знаменитого бродвейского мюзикла - воплотить эту историю на сцене. Долго не знал, как подступиться. Потом своего друга и партнера (мы работаем вместе 15 лет) Александра Калягина заразил этой идеей. Мы полетели в Нью-Йорк смотреть этот мюзикл вместе. В результате "заболел" и он. Три года мы вели переписку с правообладателями, потому что хотели получить мюзикл в том виде, в котором он мог идти в России.
РГ: Продюсеры в пьесе ставят спектакль, который неожиданно произвел фурор, о Гитлере. Как, на ваш взгляд, зазвучит сегодня у нас в стране эта тема? Будет ли она воспринята как юмор?
Смелянский: У меня по поводу этого материала были точно такие же опасения, как в вопросе, сформулированном вами. Я понимаю его истоки, и они абсолютно справедливы. Для Америки и Европы - это одна история, а для России - другая. Взять хотя бы даже количество погибших людей. Опасения мои длились ровно до того момента, когда я узнал, что в Израиле мюзикл "Продюсеры" прошел с огромным успехом. Представители национальности, пережившей Холокост, с пониманием отнеслись к постановке. Она там имела отличную прессу. Я думаю, что и у нас это должны принять.
РГ: Расскажите о работе актеров в вашем спектакле?
Смелянский: Мы с Калягиным были инициаторами появления Максима Леонидова в театре. У него замечательное театральное образование. И поскольку часть моей жизни прошла в Ленинграде, где я учился в театральном институте на факультете экономики и организации театра и кино, то я видел Леонидова в дипломном спектакле "Все эти звезды", когда он играл Элвиса Пресли. Приглашая Егора Дружинина, который тоже окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии...
РГ: Опять скажут: питерские пришли.
Смелянский (смеется): Я не вижу в этом ничего плохого. Дружинин необычайно пластичен и артистичен.
РГ: Американцы приедут на премьеру посмотреть что получилось?
Смелянский: Мы послали приглашения. И Мелу Бруксу. И Натану Лэйну. (Натан Лэйн, Мэттью Бродерик и Ума Турман играли в американском фильме "Продюсеры" 2005 года - римейке знаменитой картины 1968 года, Мел Брукс - создатель, автор музыки и слов обоих картин. - Прим. С. А.) Надеемся, что через некоторое время, они откликнутся.
РГ: Вы готовили постановки разного масштаба. Что именно вам дает первый опыт постановки мюзикла?
Смелянский: Я ощущаю драйв и радость. Вообще продюсер - это такой боец невидимого фронта. Он не выходит на поклон. Успех - у артиста. А у продюсера... Лично для меня, когда я тихо захожу в конец зала, в то время, как до окончания спектакля остается 3-5 минут, и смотрю, как публика встает и рукоплещет, это - высшие минуты моего профессионального наслаждения.
Я преподаю в РАТИ. И детям - так я называю студентов - говорю: если вы готовы есть черный хлеб тяжелой жизни ради этих пяти минут, вам имеет смысл заниматься этой профессией.
РГ: Что чувствует продюсер, когда капризничают актеры? Вы работали и с мэтрами сцены, и с начинающими...
Смелянский: Актеры такие, какие есть. И есть одна единственная возможность с ними сосуществовать. Заставить себя, каким бы ни был характер актера, любить его. Но при этом должна быть дистанция. Как только ты начнешь доказывать правоту-неправоту - все бессмысленно.
РГ: Что чувствует продюсер, когда ему надо убедить человека, который далек от искусства, дать деньги на постановку?
Смелянский: Опять же возвращаюсь к студентам. Я им говорю: вот вы придете в банк или к бизнесмену, и у вас будет только три минуты, когда вас слушают и вас слышат. Не сумели за это время, дальше можете не продолжать.
РГ: Цыганочка с выходом?
Смелянский: Да! (смеется). И эту цыганочку приходится танцевать постоянно. Другой вопрос, что мне это проще, поскольку я давно на рынке существую и у меня есть некая репутация. У меня есть кредит первоначального доверия: когда я прошусь на встречу, знают, что я просто так не приду.
РГ: Но вы ведь когда-то тоже начинали.
Смелянский: Я начинал в начально-перестроечное время. Первая антреприза на постсоветском пространстве. "Игроки 21" в Московском художественном театре. До этого понятие антрепризы существовало только в дореволюционной России. И этот спектакль "Игроки 21" делался такой командой: Филатов, Невинный, Евстигнеев, Юрский, Калягин, Хазанов, Тенякова, Яцко и другие. И спектакль стал сразу громким и успешным - в проезд Художественного театра пройти было невозможно. А в театр нас пустил тогда Олег Ефремов.
РГ: Бывает, что приходит человек, давший деньги, на премьеру спектакля, который еще сырой. И продюсер это знает. А тот, кто вложился, хочет отдачи...
Смелянский: Я стараюсь, чтобы человек пришел на тот спектакль, который уже готов. Но знаете что? Была такая "Книга о вкусной и здоровой пище" мадам Молоховец, еще в дореволюционное время. У нее был такой пассаж: если к вам неожиданно пришли гости, и вы не готовы к их приему, то... У каждого есть свои секреты, чтобы гости остались довольны. Я так долго пишу свою "поваренную книгу", что у меня есть свои секреты: сколько перца, сколько соли и когда добавить "немножечко баклажан"...