На Каннском фестивале будет работать российский кинопавильон

На Каннском кинофестивале, который пройдет во Франции, с 13 по 25 мая вновь откроется Российский павильон. Наш флаг взовьется над одним из шатров Международной кинодеревни во второй раз.

Как рассказали участники пресс-конференции, посвященной этому событию, уже прошлогодний опыт доказал эффективность павильона. На этот раз его площадь расширена почти вдвое, помещение легко трансформируется и позволяет проводить более масштабные встречи, мастер-классы и презентации. Это универсальная площадка, созданная с задачей продвижения нашего кино на мировые экраны. Павильон будет способствовать контактам представителей нашей киноиндустрии с зарубежными коллегами и дистрибьюторами. Предусмотрен, в частности, круглый стол на тему "Независимое кино: перспективы российского рынка для западных производителей в условиях кризиса". Снабженный компьютерами и интернетом, павильон обещает оказывать помощь и российским журналистам, которые будут освещать фестиваль.

- Одним из самых интересных событий обещает стать проект "В фокусе новое российское кино", - рассказывает программный директор павильона критик Катя Мцитуридзе. - Там заявлена большая программа фильмов, среди которых "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Kislorod" Ивана Вырыпаева, "Я" Игоря Волошина, "Мишень" Александра Зельдовича, "Овсянки" Алексея Федорченко, "Generation P" Виктора Гинзбурга и другие новейшие картины. И мы будем содействовать тому, чтобы они, так сказать, с пылу, с жару, привлекли внимание зарубежных прокатчиков. К сожалению, из-за кризиса не удалось подключить к работе регионы России, которые потенциально представляют замечательные съемочные возможности для зарубежных производителей. Но это - в ближайшем будущем.

В побочной фестивальной программе "Особый взгляд" - новая работа Николая Хомерики "Сказка про темноту". Картина представляет собой рассказ о женщине в поисках личного счастья и снималась во Владивостоке.

- Наша героиня работает инспектором по делам несовершеннолетних, - рассказывает Николай Хомерики. - А в личной жизни ей не везет. Она пытается познакомиться - то на танцах, то прямо на улице - но ее вечно бросают. И к концу фильма зрителю должно быть понятно - отчего это происходит.

РГ: Почему, чтобы рассказать эту столь типичную историю, пришлось лететь во Владивосток?

Николай Хомерики: Я давно мечтал снимать в промышленном городе, где были бы горы и океан. Это - Владивосток. Я был там на фестивале, и мне город понравился. Дальневосточники - люди контрастов. Они могут быть жесткими, а могут - душевными.

РГ: Это заставило вас внести коррективы в сценарий?

Хомерики:  Конечно. Мы со сценаристом взяли там многие архетипы, названия, детали, специфику этого очень удаленного от нас региона.

РГ: Каков жанр картины?

Хомерики:  В любом хорошем фильме - смешение жанров. В фильме есть и драма, и мелодрама, и юмор, и триллер. Как это бывает в жизни.

РГ: И все же: ваша предыдущая картина "977" более напоминала фэнтези. Новый фильм отличается от нее по стилю?

Хомерики:  Да. Там, конечно, будут элементы гротеска, но больше внимания к реальности.

Главную роль в фильме играет Алиса Хазанова, в прошлом - балерина Большого театра.

РГ: Чем вам интересна ваша героиня?

Алиса Хазанова:  Тем, что это характер, от меня очень далекий. И было интересно прожить жизнь другого человека. Кроме того, мне интересно, как Николай Хомерики понимает человека, его одиночество. Как режиссер он дает актеру большую степень свободы в трактовке персонажа, и если делает замечания, то очень конкретные и четкие.

РГ: Вы впервые были на Дальнем Востоке?

Хазанова:  Да, и это удивительное ощущение. Мы летели девять часов - а под крылом все та же наша страна! И это поразительно, что Россия такая разная. С Большим театром я бывала в Японии и должна сказать, что хотя природа похожа, но по ментальности - это две разные галактики. Мне очень понравился Владивосток и его люди - душевные и открытые. Они нелегко живут, но в них есть легкость отношения к жизни, и они не теряют оптимизма, что очень, по-моему, важно.

Второй фильм, попавший в побочную программу Каннского фестиваля, - "Царь" Павла Лунгина, еще одно, после Эйзенштейна, обращение нашего кино к эпохе Ивана Грозного. Все, по признанию Лунгина, произошло "быстро и скомканно": режиссер послал на фестиваль рабочую копию еще не завершенного фильма, и ее взяли. Название картины Лунгин объяснил тем, что слово "царь", по его мнению, чрезвычайно важно для России. Чем монархические устремления кажутся режиссеру актуальными - об этом мы, по-видимому, узнаем из самого фильма.

Николай Хомерики тоже признался, что отборщики видели еще не законченный фильм. И это лишний раз подтверждает верность Каннского фестиваля своей традиции открывать новые имена и затем пристально следить за своими фаворитами. Замечу в скобках, что та же традиция, как показала практика, сильно урезает шансы попасть в Канн для новых талантов.

Отвечая на вопросы о бюджетном финансировании кино, заместитель министра культуры Александр Голутва сказал, что пока нет даже контрольных цифр бюджета 2010 года. Известно только, что он будет снижен. С другой стороны, культура впервые названа в числе приоритетных отраслей, и стало быть, бюджет для культуры будет несколько увеличен. О конкретных цифрах говорить рано. Но отступать от планов, объявленных министерством культуры и поддержанных президентом, Александр Голутва считает невозможным - поэтому он выразил надежду, что достойное финансирование культурных отраслей будет сохранено. Будущее  - за часто-государственным партнерством как в кинопроизводстве, так и в развитии киносети. "Просто приватизировать киностудии бессмысленно: особых доходов это не даст, зато велик риск потерять дееспособные производственные базы", - объяснил замминистра. В качестве примера перспективного сотрудничества государства и частного капитала он привел новую студию, построенную в Петербурге компанией RWS: предполагается, что студия будет работать вместе с "Ленфильмом" под общей маркой. Таким образом, возникает мощное частно-государственное объединение, сочетающее прославленный бренд с новыми площадями и технологиями. Без участия государства невозможно развивать и киносеть: новые кинотеатры просто не появятся в городах с населением меньше 200 тысяч человек - частным фирмам это было бы невыгодно. Здесь тоже нужно искать формы сотрудничества. Все эти вопросы сейчас находятся на рассмотрении в правительстве РФ.