Как сдать ЕГЭ на "пятерку", рассказывает председатель Научно-методического совета ФИПИ по русскому языку, профессор МГУ Игорь Милославский.
Российская газета: Игорь Григорьевич, в ЕГЭ по математике задания части А гарантируют "тройку". В ЕГЭ по русскому языку такой же принцип?
Игорь Милославский: Задания в части А очень легкие. Вот возьмем А 24 из демоверсии: надо расставить запятые в предложении "В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру во времена княжения которого состоялось крещение Руси". И предлагаются варианты ответа. Правильный - под цифрой 2, запятая - после слова "Владимиру". Часть А и часть В - вопросы, посвященные в основном не столько владению языком, сколько знаниям о языке. Школьник должен, например, уметь определять род существительного, чтобы правильно написать окончание... Это, извините, примитив.
Ценность представляет часть С, где ученику предлагается мало-мальски проблемный текст, к которому надо выразить свое отношение, привести какую-то аргументацию. На основании этого текста определяется способность участвовать в дискуссии, выражать свое мнение, аргументировать соображения и идеи. Замысел очень правильный.
РГ: В математике за задачи С выставляется самый большой балл. А как в ЕГЭ по русскому?
Милославский: Так же. Задание С проверяют эксперты, для которых разработаны четкие инструкции - за что именно ставятся оценки. За связность изложения - столько-то баллов, за аргументированность - столько-то. Принципиальное отличие от математики в том, что там к заданиям С 99 процентов учеников даже не подступают, а в русском языке 90 процентов начинают их выполнять. И результаты по русскому в отличие от математики вполне пристойные. По стране в прошлом году, насколько я помню, было 7-8 процентов двоек, около 10 процентов пятерок, троек-четверок примерно поровну. Но я все-таки разделил бы школьников на тех, для кого русский язык является родным, и тех, где в семьях говорят на другом языке.
РГ: Так, может, для них нужны иные задания ЕГЭ?
Милославский: Я не готов ответить на вопрос, как составлять задания для тех и других. Но не надо делать вид, что этой сложной проблемы нет. Когда проходят разные олимпиады по русскому языку как иностранному, то часто возникают коллизии: мама или папа у участника - русские, как же мы можем поставить его на то же место, что и человека, у которого в семье никто по-русски не говорит и никого в России нет, а он достиг тех же вершин? Никто не дал ответа, как следует поступить. В идеале мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы на выпуске все приходили примерно к одинаковому уровню, но ведь стартовые условия слишком разные.
РГ: Раньше в примерах использовались цитаты из классиков русской литературы, а сейчас в демоверсии для разбора дается текст, связанный с компьютером. В тестах ЕГЭ классиков тоже нет?
Милославский: У нас в обществе культивируется несколько стереотипов. Один из них тот, что знание языка - только умение писать без ошибок и при говорении не нарушать норму. Другой - русский язык и русская литература выступают в жесткой связке. И то, и другое совершенно неправильно. Язык существует в связке со всей деятельностью человека. Я не противник литературы, но когда какая-то одна область начинает вытеснять все остальное, она делает это плохо. К изучению родного языка гораздо ближе литературы стоит иностранный язык. Мы не можем дать школьникам многие тексты XIX века. Разве что какой-то отрывок из публицистической статьи Писарева, да и там вряд ли все акценты стоят так, как это актуально в современном мире. А задача образования - подготовить человека к тому, чтобы он умел понимать мысли другого и не только грамотно, но ясно и четко высказывать свои.
РГ: Чем для этой цели не годится сочинение как форма проверки умений?
Милославский: Многие университетские преподаватели жалуются: студенты, такие-сякие, все просто скачивают из Интернета. А я им говорю: "Дорогие мои, надо давать такие задания, которые скачать невозможно. А если вы даете задания, ответы на которые можно списать, стоит задуматься, лучшую ли форму проверки знаний вы выбрали?" То же касается сочинения. Когда слышу, что надо вернуть сочинение - удивляюсь. Как же мои коллеги не понимают, что мир очень изменился? Давно продают сборники "100 лучших сочинений", в Интернете можно найти тысячи вариантов на любые темы. В этой ситуации отстаивать сочинение как форму контроля бессмысленно.
Что касается идеи ЕГЭ - отношусь положительно. Уже потому, что систему поступления в вузы разъела коррупция донельзя. Я часто вспоминаю, что как-то ректор Красноярского университета сказал: "Не надо гордиться высокими оценками. Мы же сами их ставим". Непременно нужна единая, внешняя, унифицированная система проверки знаний. Ею стал ЕГЭ. С другой стороны, помните, из Гоголя: "Что за город проклятый такой? Только стоит построить памятник или забор, так вмиг нанесут разного сору?" Когда оказывается, что результаты ЕГЭ по русскому языку в Дагестане лучше, чем в Москве или Петербурге, хватаешься за голову и думаешь: зачем весь этот огород городить?
РГ: На все вопросы ЕГЭ можно найти ответы в школьных учебниках?
Милославский: Части А и В полностью соответствуют тому материалу, который предлагают учебники. И содержанию нынешнего обучения. Это формальная классификация языковых явлений. В лучшем случае явления нормы - говори "кладет", а не "ложит", "звонИт", а не "звОнит", "включИм компьютер", а не "вклЮчим компьютер". "ТвОрог" или "творОг"? Можно и так, и так. "В комнату вошел дед с матерью" или в комнату "вошли дед с матерью" - как надо? Можно и так, и так. Зачем мы определяем падеж существительного? Чтобы правильно писать окончания. Зачем выделяем род? Чтобы знать, что "мышь" с мягким знаком, а "уж" - без него.
Все построено на этом. Но надо детей учить и другому: говорить, писать, читать, понимать со слуха и показывать, какими возможностями обладает русский язык, чтобы наилучшим образом выразить свои мысли и чувства. Если вы хотите четко и ясно выражать свою мысль, то предпочитайте глаголы совершенного вида, потому что они более информативны, более подробно характеризуют действие. Если речь идет о событии, надо постараться, чтобы глаголов было больше. Они передают динамику. А там, где речь идет о рассуждении или доказательстве, понадобятся слова "потому что", "следовательно", "так как".
РГ: Что самое сложное в тестах по русскому?
Милославский: Суметь прочитать задания, понять их. Многие школьники начинают отвечать, даже не понимая, о чем их спрашивают. Может, обращали внимание, что во время прямых радио эфиров со слушателями половина из них отвечает совсем не на те вопросы, которые предложили ведущие. Есть хорошая английская традиция - школьников и студентов учат написанию эссе. Там есть десятки типов письменных упражнений. Среди них - не расписка в получении, даже не автобиография, а мнение по поводу каких-то проблем - миграции, смертной казни, положения женщин в обществе, описание яркого события в жизни и другое. Обучение такой речевой деятельности совершенно необходимо.
РГ: Может, и нам включить такие задания в ЕГЭ?
Милославский: Если это будет входить в содержание обучения на уроке, то, может быть, и в ЕГЭ.