Фонд информационных технологий и инноваций (ITIF) опубликовал рейтинг 40 стран и регионов мира по развитию инноваций, в котором Россия оказалась на 35-м месте (лидером оказался Сингапур, США заняли 6-е место). Вместе с тем наша страна восьмая по индикатору эффективной ставки налогообложения корпораций, третья - по индикатору торгового баланса. Неплохой результат (13-е место) также достигнут по уровню государственных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Но по инвестициям в IT (34-е место), развитию широкополосных коммуникаций (34-е место), ВВП на душу трудоспособного населения (36-е место) и деловому климату (38-е место) Россия оказалась в десятке отстающих. И это несмотря на то, что в течение последних пяти лет государство активно инвестирует в инновационный сектор. Сегодня только две отрасли российской экономики - информационно-коммуникационные технологии и производство продуктов питания - смогли приблизиться к мировым стандартам.
Для повышения инновационной конкурентоспособности, по мнению экспертов ITIF, принципиально важны такие направления работы: стимулирование инноваций в компаниях; открытость для иммиграции высококвалифицированных кадров; развитие "цифровой" экономики; поддержка всех институтов, необходимых для инноваций, и эффективная государственная политика в сфере инноваций.
Что касается последнего направления, то у России есть хороший шанс выйти из числа отстающих: Госдума РФ готовит сразу три законопроекта по инновациям. Это комплексный законопроект по инновационной деятельности, законопроект об участии малого и среднего бизнеса в инновационных разработках и законопроект, разрешающий образовательным и научным учреждениям заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью в области инноваций.
Инфраструктура
Министерство связи и массовых коммуникаций провело мониторинг технопарков, по результатам которого должно быть принято решение о целесообразности их дальнейшей государственной поддержки в рамках действующей федеральной целевой программы. В 2007-2008 годах на технопарки из федерального бюджета было потрачено около 3,5 миллиарда рублей. Примерно такая же сумма в совокупности была выделена из региональных бюджетов. Однако мониторинг показал, что технопарки рассматриваются в основном как девелоперские проекты, в которых высокие технологии далеко не приоритет.
Основную работу по корректировке госпрограммы возьмет на себя межведомственная комиссия, в функции которой входит изменение финансирования технопарков в условиях кризиса, формирование соответствующей нормативно-правовой базы, доработка бизнес-планов технопарков, а также регулярный мониторинг их деятельности. При этом будет учитываться уже наработанный опыт, показавший, что создававшиеся до сих пор парки не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям.
Сокращение планируется проводить за счет наименее готовых проектов - в Мордовии, Калужской и Московской областях и Санкт-Петербурге. Более готовыми минкомсвязи сочло технопарки в Новосибирске, Кемерове, Татарстане и Тюмени. Но и их финансирование начнется лишь тогда, когда они представят концепции и развернутые бизнес-планы, включая рынки сбыта будущей продукции и маркетинговую политику.
Между тем руководством страны было заявлено о продолжении программы создания технопарков в сфере высоких технологий, реализация которой на сегодняшний день признана успешной. Глава минкомсвязи пообещал, что в дальнейшем министерство будет проводить регулярный мониторинг строительства технопарков и достижения ими запланированных показателей.
Инвестиции
До сих пор основной движущей силой инновационного развития в России являлось государство. И до 2007 года объемы государственного финансирования инновационного сектора экономики только росли.
Но кризис заставил сократить финансирование инноваций. На развитие инноваций в России в 2008 году было выделено около 1,3 триллиона рублей. Из них из государственного бюджета около 954 миллиардов рублей и более 7 миллиардов долларов - средств частных инвесторов. В этом году и государство, и частный сектор экономят на всем, в том числе на науке и инновациях.
Так, по данным председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерия Черешнева, на фундаментальные исследования в 2008 году выделялось 69,7 миллиарда бюджетных средств, на этот год планировали в первоначальном варианте бюджета выделить 84,5 миллиарда, но пересмотрели эту цифру в сторону уменьшения, сократив до 76,5 миллиарда рублей. Расходы на прикладные научные исследования в 2008 году - выделялось 12,2 миллиарда рублей, планируемая цифра в докризисном варианте бюджета 2009 года была почти 17 миллиардов, урезанный бюджет предусматривает на эти цели 13 миллиардов рублей. Почти на 12 миллиардов рублей сократили финансирование прикладных научных исследований в целях обороны. Предполагается сокращение на 2,5 миллиарда рублей государственной поддержки программ Курчатовского института.
По оценкам Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в дальнейшем объем инвестиций в инновационные проекты снизится на 70-80 процентов. До 90 процентов свернут свои вложения крупные корпорации, до 60 процентов - бизнес-ангелы, до 45 процентов - венчурные фонды и до 20 процентов снизятся объемы финансирования инновационной отрасли со стороны государства.
Кадры
Если среди первокурсников российских вузов доля тех, кто планирует работать в сфере науки и инновационного предпринимательства, составляет 68%, то среди выпускников - всего два процента. Такие данные получила Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) в результате социологического опроса, проведенного в этом году.
Где же собираются работать другие 98% выпускников? Оказывается, 31% интересуются работой за границей, причем все равно какой, 14% видят себя на государственной службе, а 9% и вовсе не знают, куда пойдут работать. При этом в нашей стране довольно много людей получают степень кандидата наук - почти четверть всей молодежи с высшим образованием. А вот заявки на государственные научные гранты подают всего три процента молодых ученых.
Для сравнения, в США - около 84%. В итоге средний возраст сотрудников российских научных организаций - 47,4 года, исследователей до 30 лет сегодня всего 17%. Ученых самого активного "научного" возраста, от 30 до 40 лет, - еще меньше, 13 процентов. Средний возраст исследователей с кандидатской степенью - 52 года, а с докторской - 60 лет.
Почему же из выпускников наших вузов не получается ученых и инноваторов? Среди причин - отсутствие новых подходов и методов подготовки кадров и их вовлечения в инновационную деятельность; утрата преемственности в науке; серьезный разрыв между образовательной и научной школами и отсутствие национальной молодежной идеи.
А вот сама молодежь видит главные проблемы в отсутствии единой централизованной информационной системы для получения информации и обмена опытом в сфере инновационного предпринимательства и в большом числе организаций, оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций.