Не стало выдающейся русской балерины Екатерины Максимовой

На 71-м году ушла из жизни Екатерина Максимова, чье имя стало одним из символов балетного искусства.

Всю свою жизнь Екатерина Максимова посвятила Большому театру, на сцену которого впервые вышла в 1949 году. Ей был дан редкий дар - покорять своим танцем с первых движений. Дебют маленькой ученицы Московского хореографического училища в "Щелкунчике" был мгновенно замечен, а к выпуску на профессиональную сцену Максимова уже была признана явлением.

Дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, сложившийся в Большом театре, открыл в балете новые горизонты. Вместе станцевав "Дон Кихота", "Жизель", "Ромео и Джульетту", они придали новую энергию классическому балету. Их сотрудничество с Юрием Григоровичем при постановке "Щелкунчика" и "Спартака" стало легендарным, а Морис Бежар и Ролан Пети предложили паре собственные постановки. Они танцевали в Парижской Опере и аргентинском театре Колон, в Австралии и Японии.

Со сценой Екатерина Максимова окончательно простилась в начале 1990-х. Но для нее это не стало прощанием с балетом. Еще несколько дней назад в Большом театре она выпускала в партии Фригии свою младшую ученицу Анну Никулину. Но, самое поразительное, она оставалась профессиональным эталоном не только для своих воспитанниц.

Перед образом балерины Максимовой время ощутило свое бессилие. Хрустальная способность ступать по земле, будто по ландышам, фантастическая, но казавшаяся легкой, как дыхание, виртуозность и дар совершенной естественности до сих пор создают современный, близкий эффект. Кроме того, у нее была необыкновенная улыбка - не ослепительная, а трогательная и нежная, превращавшая даже сказочных принцесс в живых девушек.

Наверное, поэтому Максимову чаще всего называют своим кумиром и профессиональным эталоном молодые балерины, никогда ее "живьем" на сцене не видевшие, к которым ее теплый дар пробился сквозь холодный целлулоид старых кинопленок. Он будет жить в их танце и в памяти тех, кто хоть однажды соприкоснулся с искусством Екатерины Максимовой.