Не секрет, что многие преуспевающие люди к 30 - 45 годам оказываются в одиночестве: либо браки распадаются, либо семья так и не вписывается в плотный рабочий график. Завязывать личные контакты становится некогда, негде, да и не всегда за спиной удачный опыт.
Когда-то в России у каждого сословия были свои правила знакомств. Теперь на место свах пришли брачные агентства, Интернет и клубы по интересам. А подбор супруга превратился в весьма доходный вид бизнеса.
Посредники Амура
Проще всего познакомиться в сети: быстро, недорого и без отрыва от работы. Регистрация на популярных порталах бесплатная, деньги берут лишь за дополнительные услуги: "подъем" анкеты на первое место в рейтинге, заказ гороскопа, поиск кандидатов по индивидуальным параметрам. Правда, виртуальный образ визави может оказаться далеким от реальности. По статистике, 37 процентов познакомившихся в Интернете разочаровываются при первой встрече, а 67 процентов контактов вообще распадается на стадии переписки. По просторам глобальной сети гуляет и немало аферистов.
Брачные агентства подходят к решению проблемы одиночества более системно и ответственно. Они обязательно заключают с клиентом договор, проверяют паспорт, организуют профессиональную фотосессию. Правда, и здесь количество результативных знакомств невелико - всего 15 - 20 процентов.
Сейчас на рынке Среднего Урала работает пять крупных и несколько десятков мелких брачных контор. За просмотр анкет с клиентов просят от 400 до 1000 рублей. Индивидуальный подбор вариантов стоит 2,5 - 7 тысяч. Те, кто посерьезней, берут деньги не за разовое посещение, а за ведение клиента на протяжении длительного времени (от трех месяцев до года). Стоит такая услуга от 4 до 20 тысяч рублей.
Соответственно цене подбирается и контингент. На сайте одной из фирм, позиционирующейся как агентство для "здоровых и благополучных людей, не имеющих бытовых проблем", довелось увидеть такой прайс: "скидка 50 процентов - для неработающих, малоимущих, пенсионеров, студентов, 5 процентов - для тех, кто любит торговаться". Как подобных "льготников" можно отнести к числу граждан, не испытывающих бытовых проблем, менеджер затруднился объяснить. Воистину брачный консалтинг на Урале еще далек от цивилизованных форм.
Возможно, именно поэтому он не пользуется особым спросом. "За три предыдущих года много агентств открылось и так же быстро закрылось, - говорит Светлана Камаева, руководитель одной из екатеринбургских служб знакомств. - Скорее всего, причина в психологии. Во-первых, не все знают, что есть такие агентства. Во-вторых, бытует мнение, что самодостаточному человеку посредники в этом деликатном деле не нужны. В-третьих, многие уверены, что достаточно заполнить анкету и на следующий день к ним в очередь выстроится куча идеальных партнеров".
Последнее проблематично хотя бы потому, что в базах данных служб знакомств наблюдается явный дефицит мужчин - их примерно втрое меньше, чем женщин. Дело иногда доходит до абсурда: брачные маклеры просто "арендуют" друг у друга свободных кандидатов, чтобы организовать первое свидание новым клиенткам.
Отдельную группу "специалистов по сердечным делам" составляют частные свахи, работающие с узким кругом клиентов. Стоимость их услуг колеблется от тысячи рублей до трех за визит. Как правило, они не регистрируют свою деятельность и не имеют офисов. Проверить результативность работы таких посредников практически невозможно.
VIPы и стереотипы
Год назад екатеринбуржцам был предложен новый формат службы знакомств - интерактивное общение. Гости закрытых вечеринок, а их количество, как правило, не превышает 50 человек, собираются в ресторане или загородном клубе. Для отсева случайной публики введен входной ценз: билеты на такие мероприятия распространяются только в офисах солидных компаний и стоят от 1,5 до 2 тысяч рублей.
- В первую очередь это, конечно, отдых. Наша задача - создать легкую и непринужденную атмосферу для общения. Неважно, станут эти люди в будущем деловыми партнерами, друзьями или супругами, - поясняет Лилия Зоирова, хозяйка одного из таких клубов.
Клубный формат не нов. В Москве, например, уже несколько лет пользуются популярностью экспресс-знакомства: для общения дается четыре минуты, после чего происходит смена партнеров. При этом обмениваться контактами строго запрещено, можно только сообщить организатору, кто тебе приглянулся. Если симпатия взаимна, вам передадут контактный телефон. На Урале тоже попытались проводить экспресс-вечера, но этот бизнес пришлось свернуть, потому что клиенты формат не оценили.
- Основная аудитория flirt party - молодежь 25 - 35 лет, которая ищет развлечений. В закрытые же клубы приходят люди от 30 до 50. Как правило, это руководители среднего и высшего звена, владельцы собственного бизнеса. Их не надо учить презентовать себя, выстраивать коммуникацию. Но им необходимо сломать стереотип восприятия самого себя как "недоступного небожителя", - говорит Лилия Зоирова.
Однако, по мнению психофизиолога Ольги Гилевой, такой способ знакомиться вряд ли будет широко востребован: "Мне кажется, поиск партнера в 30 - 40 лет для наших земляков менее актуален, чем для жителей США или даже Москвы. У нас люди, как правило, начинают бизнес для того, чтобы обеспечить уже имеющейся семье достойный уровень жизни. Конечно, в дальнейшем союз может распасться, но ни один из моих слушателей (я работаю как раз с менеджерами среднего звена) не воспринимает это как проблему", - подчеркивает она.
Сомневается в успешности нового вида бизнеса и Светлана Камаева: "Массовые мероприятия любят посещать люди с доходом ниже среднего уровня, готовые платить за вход максимум 300 рублей. На такую сумму хороший вечер не проведешь. Клиентам с более высоким уровнем доходов требуется индивидуальный подход".