Ледокол "Ленин" станет памятником, музеем и отелем

Атомный ледокол "Ленин" отшвартовался на месте своей вечной стоянки: у причала Морского вокзала в Мурманске.

Руководство "Атомфлота" объявило о планах открыть на борту "Ленина" информационный центр и гостиницу с номерами люкс и бизнес-люкс, ресторан, спортивно-оздоровительный комплекс и конференц-зал. Доходы от них позволят частично компенсировать затраты на содержание судна, которые оцениваются в 25-30 млн рублей ежегодно. Также будет открыт пост для обзора реакторного отсека. Но визитной карточкой ледокола станет музей Арктики и освоения Севморпути.

При этом "Ленин" - сам по себе плавучий музей мирового значения. Заложенный на ленинградской верфи в 1956 году, ледокол вошел в историю как первое на планете гражданское судно с ядерным реактором.

Американцы свое первое коммерческое грузопассажирское судно с ядерной установкой - турбоход "Саванна" - заложили лишь через год после начала эксплуатации "Ленина" (правда, они опередили нас в строительстве ядерных подлодок). Из-за малого числа портов, согласившихся принимать ядерные суда, эксплуатация "Саванны" не была рентабельной. Не намного успешнее сложилась и судьба зарубежных судов с ядерными установками: немецкого "Отто Ган" и японского "Муцу".

Напротив, наш "Ленин" успешно отработал на арктических маршрутах до 1989 года. Списали ледокол только после Чернобыльской катастрофы, хотя за время эксплуатации аварий не было. Кстати, за всю биографию ледокола на нем было только два капитана - Павел Пономарев (с 1959 по 1962 год) и Борис Соколов (с 1962 по 2001 год). А день, когда на "Ленине" подняли Государственный флаг СССР - 3 декабря 1959 года, - официально отмечается в качестве Дня рождения отечественного атомного ледокольного флота.

Кстати

Водоизмещение атомохода - 16 тыс. тонн, длина - 134 м, скорость - 18 узлов (около 33 км/час). Hа ледоколе около 1050 помещений, обойти которые можно за несколько часов. По штатному расписанию в команде 243 человека.