Сергей Удалов: Процедура банкротства в отношении АВТОВАЗа невозможна и нецелесообразна
На прошлой неделе объявлено банкротство Chrysler, долги которого превысили 7 млрд долларов. Это первое в новейшей истории банкротство американского автопроизводителя. А российский ГАЗ задумал купить Opel. Что означают эти события?
Процедура банкротства четко прописана в законодательстве США, но банкротство такого концерна, как Chrysler, стало предметом длительных консультаций на уровне президента, правительства и конгресса. Впрочем, сама процедура стала лишь одним из инструментов четкого плана реструктуризации компании. На базе Chrysler будет создано эффективное предприятие.
В России с таким производителем, как АВТОВАЗ, ситуация, аналогичная произошедшей с Chrysler, на мой взгляд, и невозможна, и нецелесообразна. АВТОВАЗ является для страны стратегическим предприятием, во многом олицетворяющим всю автомобильную промышленность страны и ее состояние в целом. Да и процедура банкротства у нас не имеет опыта применения, особенно в отношении крупных предприятий, и могла бы фактически привести к его полной ликвидации. Остановка предприятия привела бы к массовым сокращениям не только работников АВТОВАЗа, число которых достигает 105 тысяч, но и к проблемам с занятостью более миллиона человек на предприятиях-поставщиках. Переквалифицировать этих работников невозможно. Проблемы с высококонцентрированной безработицей государству не нужны.
Кроме того, так или иначе, но АВТОВАЗ приносит весомую часть налоговых поступлений в бюджеты, стабильность поступления которых важна и на перспективу. Учитывая, что крупнейшим соб-ственником АВТОВАЗа через корпорацию "Ростехнологии" является государство, заявление о его несостоятельности означало бы фактически неумение эффективно организовать управление даже одним отдельно взятым стратегически значимым предприятием. В отношении АВТОВАЗа государство не исчерпало всех инструментов в достижении его эффективности, в том числе и привлечение стратегических партнеров.
Что касается информации о заинтересованности группы ГАЗ и Сбербанка в приобретении акций компании Opel, я думаю, что такие шаги было бы целесообразно рассматривать как часть концепции развития автомобильной промышленности страны. В отсутствие таковой государству рано или поздно вновь придется принимать участие в разрешении проблем отдельно взятых предприятий отрасли.