7 мая 2009 года президент России Дмитрий Медведев утвердил изменения в Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Закон в своей новой, "президентской" редакции содержит как минимум две принципиально важные нормы, способные кардинально изменить существующую расстановку сил в местном самоуправлении.
Во-первых, ответственность глав муниципалитетов перед местными парламентами должна резко возрасти - вводится процедура регулярных отчетов мэров перед народными избранниками. А во-вторых, недостаточно ответственные или проявившие себя не с лучшей стороны градоначальники могут быть удалены в отставку.
Споры вокруг этого законопроекта не утихают до сих пор. Скептики заявляют, что таким образом всенародно избранные мэры якобы лишаются части полномочий и попадают в прямую зависимость от депутатов и губернаторов. Сторонники же новых норм - каковых все-таки большинство - считают, что благодаря поправкам в законодательство местное самоуправление наконец-то избавится от удушающей его коррупции и самоуправства.
Практически каждый день информационные агентства сообщают о возбуждении уголовного дела против очередного зарвавшегося градоначальника. Вот некоторые заголовки за последний месяц: "Мэр Каменки (Пензенская область) задержан за взятку", "Мэр Зеленокумска (Ставропольский край) подозревается в незаконном предпринимательстве", "Мэр подмосковной Щербинки подозревается в превышении должностных полномочий при сдаче в аренду земли, находящейся в государственной собственности", "В отношении мэра подмосковного Королева возбуждено уголовное дело в связи с отказом градоначальника предоставить Счетной палате необходимую информацию"... И так далее, и тому подобное. Как видим, главы местного самоуправления далеко не всегда распоряжаются предоставленной им свободой и независимостью в общественных интересах.
Естественно, многих градоначальников новый закон не устраивает. Похоже, некоторым из них даже существующее законодательство кажется недостаточно комфортным, а полномочия местных парламентов видятся излишне широкими. Например, мэр Магнитогорска (Челябинская область) Евгений Карпов, как писали некоторые СМИ, на днях предложил местным депутатам сократить полномочия и контрольные функции постоянно действующих комиссий. При этом, например, из компетенции комиссии по социальной политике было рекомендовано исключить вопросы социальной политики!.. Магнитогорские депутаты без лишних дискуссий и единогласно проголосовали против мэрской инициативы, но "осадок", что называется, остался.
Учитывая приведенные выше примеры, "президентские по правки" к действующему законодательству представляются не просто своевременными, но и попросту жизненно необходимыми. Сегодня местное самоуправление в России входит в пору зрелости. Пришло время избавляться от многочисленных болезней роста, пока они не стали хроническими. И укрепление депутатского контроля над градоначальниками может стать очень эффективным лекарством.