Российская ассоциация лизинговых компаний представила результаты исследования рынка финансовой аренды. Основной вывод: несмотря на катастрофическое падение объемов, российский лизинг жив и продолжает наращивать обороты, хотя и не в таком темпе, как в предыдущие годы.
Последствием кризиса стало резкое сокращение объемов нового бизнеса до 26,6 млрд долларов. Такое, почти на четверть, падение рынка, по мнению экспертов, произошло прежде всего из-за отказа компаний от обновления основных фондов. Основным инструментом для перевооружения производства как раз являлся лизинг. Еще одной причиной сокращения рынка лизинга называется сжатие объемов банковского кредитования. Как показало исследование, лизинговая отрасль преимущественно финансировалась за счет банковских кредитов (на 62,6%). Рост стоимости заемных средств и отказ банков кредитовать лизинговые компании оставил их практически без внешнего финансирования, что незамедлительно сказалось на объемах нового бизнеса. Также на снижение объемов рынка оказало влияние и сокращение программы РЖД по обновлению своего подвижного состава. Как известно, последние несколько лет лизинг железнодорожного транспорта являлся самым динамичным и объемным сегментом российского рынка финансовой аренды.
Несмотря на то что объемы рынка упали, количество как заключенных договоров, так и лизингополучателей увеличилось в 2008 году на 13,5 и 13,3% соответственно. Также на 18,2% увеличился суммарный портфель лизинговых сделок компаний. По мнению экспертов, это свидетельствует об уменьшении средней стоимости контракта, то есть произошла переориентация лизинговой отрасли на более ликвидные и более дешевые объекты лизинга, в первую очередь автотранспорт.
Лидером рынка стал лизинг автотранспорта, на его долю приходится около 32,25% объема нового бизнеса. Это единственный крупный сегмент, показавший рост в кризисные месяцы. Он вырос на 6,25%, при этом количество контрактов увеличилось на 20%. Эксперты отрасли считают, что в условиях кризиса лизинговые компании сами предпочитают работать с автотранспортом, нежели с оборудованием и недвижимостью. Это связано с высокой ликвидностью автомобилей. Кроме того, этот предмет лизинга проще изъять у получателя в случае дефолта, что особенно актуально в кризисных условиях. Еще одна причина роста объемов лизинга автотранспорта - сокращение банковского автокредитования, что вынудило многие фирмы обратиться в лизинговые компании.
Второе место по объему рынка занимает лизинг оборудования (28,57%). Его доля сократилась на 11,29%. Причины: кризис в отраслях, в первую очередь в машиностроении и строительстве, и отказ компаний от переоборудования производства.
Значительно уменьшилась доля лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов (до 23,46%). Основные причины: уже упомянутые действия РЖД, сокращение банками объемов кредитования лизинговых компаний (этот сегмент бизнеса требует значительных объемов финансирования) и резкий рост уровня рисков в транспортной отрасли. В результате из 22 активно работающих в этом сегменте лизинговых компаний сейчас осталось не более пяти. Объем новых сделок в сегменте железнодорожного транспорта упал практически вдвое, а рынок лизинга судов сократился более чем в 13 раз.
Почти двукратно увеличились объемы лизинга сельскохозяйственной техники и скота (до 6,34%). Столь успешное развитие даже в кризисный период эксперты связывают с активной господдержкой аграрного сектора. Также вдвое выросли объемы лизинга недвижимости (до 4,08%). Это новые реалии лизинговой отрасли.
Судя по всему, локомотивами роста лизинга в кризисный период станут автолизинг и агролизинг. При этом, по мнению экспертов, лизинговая отрасль имеет неплохие шансы на восстановление. Об этом свидетельствует рост спроса на лизинг, в первую очередь из-за сокращения банковского кредитования. Количество обращений в лизинговые компании выросло на 22%. Компании, сохранившие источники финансирования, получили возможность выбирать наиболее перспективные с точки зрения "качества" заемщика и объекта лизинга заявки. Это повышает качество лизинговых портфелей и поднимает шансы оставшихся на рынке игроков на выживание и дальнейший рост.
Однако пройдут кризис далеко не все. Об этом свидетельствуют изменения в структуре финансирования лизинговых компаний, в которой на 3% увеличилась доля аванса и доля кредитов российских банков, на 2% уменьшилась доля кредитов зарубежных банков и с 11,3 до 7,3% снизилась доля собственных средств компаний. Все это говорит о том, что лизинговые компании находятся в крайне тяжелом положении: дешевые западные кредиты недоступны, российские кредиты дороги, собственных средств остается все меньше, и они вынуждены поднимать авансовый платеж. Поэтому в дальнейшем, по мнению экспертов, будет происходить консолидация отрасли: с рынка уйдут небольшие игроки, портфели которых скупят крупные компании. Также эксперты ожидают ужесточение кредитной политики лизингодателей и снижение сроков лизинга с трех до двух лет.