Планы слияния "Фиата" с "Опелем" не вызывают у немцев симпатий

Шеф туринского автоконцерна "Фиат" Серджио Маркионне демонстративно давал понять, что его поездка по Германии - неофициальная. На прием к первым лицам федеральных земель он отправлялся на своем "Мазерати" в джинсах и спортивной куртке. Однако это не добавило, похоже, симпатий к его плану по слиянию "Фиата" с "Опелем".

Предложенная Маркионне концепция экономического оздоровления исходит из закрытия, по крайней мере, шести европейских предприятий "Опеля", в том числе завода в немецком городе Кайзерслаутерн. Еще два завода в Германии должны подвергнуться реструктуризации.

"Фиат" одновременно ведет и переговоры с "Дженерал моторс" - материнским концерном "Опеля" - по обмену акционерного участия в концерне "Опель" и других европейских фирмах, например, шведском концерне "Сааб" и английском "Воксхолле", на долю "Фиата" в концерне "Дженерал моторс", включая его латиноамериканскую ветвь. Более того, туринский автопроизводитель недавно заявил и о своем намерении купить долю уже несостоятельного американского концерна "Крайслер". Таким образом, совсем недавно стоявший перед разорением "Фиат" стремится стать вторым после "Тойоты" мировым производителем недорогих массовых автомобилей.

Времени для рассуждения у "Дженерал моторс" остается немного: в конце мая наблюдательный совет предприятия должен принять решение о подаче заявления о несостоятельности. Отраслевые эксперты считают, что избежать этого концерну не удастся. Ведь, несмотря на 15 млрд долларов выделенной правительством США помощи, консолидированный оборот концерна c начала года упал наполовину. Пострадали и европейские предприятия "Дженерал моторс", 80% которых принадлежат "Опелю". Их оперативные потери составляют 1,2 млрд долларов.

Правительство ФРГ исходит из того, что в начале июня американский концерн официально заявит о несостоятельности. Как рассказали "РГ" в министерстве экономики ФРГ, это поставит концерн "Опель" перед необходимостью решиться в пользу одного из инвесторов. Каждый из инвесторов должен предоставить свой развернутый концепт вывода предприятия из кризиса, подкрепленный конкретными цифрами: финансирование, производственные мощности и количество сохраняемых рабочих мест. Тогда федеральное правительство примет решение о кредитных гарантиях. Еще в ноябре была объявлена возможная финансовая помощь в размере 2,6 млрд евро. Именно это, не в последнюю очередь, привлекает в "Опеле" туринских автопромышленников.

Но чтобы сделка состоялась, будущий инвестор должен получить у "Дженерал моторс" весь пакет акций немецкого концерна. Будет ли это "Фиат" или кто-то другой - пока неизвестно. Как рассказал "РГ" официальный представитель "Опеля" Андреас Крёмер, в настоящий момент существуют запросы от шести возможных инвесторов.

По информации из минэкономики ФРГ, неделю назад свою концепцию экономического оздоровления "Опеля" представил и австрийско-канадский концерн "Магна". Именно ему симпатизирует совет трудового коллектива и профсоюз "Опеля", опасаясь массовых увольнений при слиянии с "Фиатом".

Однако, по словам пресс-секретаря минэкономики Беатриса Бродкорба, избежать сокращения рабочих мест не удастся при любом инвесторе. Хотя эксперты предполагают, что "Магна" и "Опель" хорошо дополняют друг друга: австрийско-канадский концерн производит базовые платформы, моторы и составляющие для автомобилей, "Опель" занимается технической разработкой и сборкой машин.

Немецкие эксперты весьма негативно восприняли планы российского Сбербанка и "Газа" по возможному участию в сделке с немецким автоконцерном. Многие опасаются закрытия немецких предприятий и переноса производственных мощностей в Россию, где рабочая сила дешевле.

Как оказалось, немецкое правительство, еще год назад стремившееся защитить свою промышленность от иностранных госинвесторов, теперь готово принять любую помощь. Спикер канцлера подчеркнул в разговоре с "РГ", что правительство приветствует интерес любых инвесторов. Кто, в конце концов, станет держателем пакета акций "Опеля" - не важно. Главное, чтобы была выверенная экономическая концепция, учитывающая требования совета трудового коллектива профсоюзов. В том числе и от государственного инвестиционного фонда ОАЭ, располагающего 850 млрд долларов. Однако арабский инвестор выбыл из игры. На днях министр экономики ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг вернулся из поездки в Абу-Даби. Шейхи еще раз недвусмысленно дали понять, что в "Опеле" абсолютно не заинтересованы.

следим за ситуацией

Хотя глава автомобилестроительного концерна "Фиат" не произнес слова "увольнение", тем не менее из заявления, сделанного им в Турине после возвращения из Германии, где состоялся очередной раунд переговоров, следует одно: если компания "Опель" перейдет под контроль итальянцев, ей предстоит "похудеть".

"Нам придется пойти на нелегкие решения, но это надо будет сделать", - подчеркнул синьор Маркионне. О чем идет речь? Немецкая газета "Франкфуртер альгемайне цайтунг", ссылаясь на секретную фиатовскую разработку под многозначительным названием "Проект футбол", сообщила о том, что в случае "брака" с "Опелем" итальянцы намереваются закрыть полностью или частично десять предприятий в Европе. При этом, сообщила газета, будут ликвидированы 18 000 рабочих мест, в частности, на предприятиях "Опеля", других компаний, входящих в американскую корпорацию "Дженерал моторс" в Бельгии и Англии, а также на самом "Фиате".

В пресс-службе итальянского концерна эти сведения опровергли, отметив, что "они не имеют отношения к какому-либо плану, подготовленному "Фиатом".

Для того чтобы успокоить немцев, главный управляющий "Фиата" был вынужден заверить их в том, что ни одно из четырех предприятий "Опеля", расположенных на территории Германии, не будет закрыто, что, однако, не означает, по его словам, сохранения прежнего количества рабочих мест на них.

Профсоюзы, как немецкие, так и итальянские, с явным подозрением относятся к планам амбициозного руководителя "Фиата", резонно предполагая, что без тотальной реструктуризации здесь не обойдется. В ближайшие дни они наметили встречу с тем, чтобы обсудить совместную позицию по отношению к грядущим преобразованиям.

Справедливости ради надо отметить, что Серджио Маркионне, став пять лет тому назад во главе "Линготто", так на Апеннинах называют автомобилестроительный концерн, зарекомендовал себя как инициативный и дальновидный топ-менеджер. Ему удалось вывести из кризиса итальянского автомобилестроителя, удачно обновить модельную линейку, а в конце апреля, воспользовавшись ситуацией, заключить выгодный альянс, который дает ему возможность на выгоднейших условиях прибрать к рукам американскую компанию "Крайслер". Цель руководителя "Фиата" - создать мировую группу, которая могла бы производить ежегодно от 5,5 до 6 миллионов автомобилей. Именно такое количество, по его расчетам, должно позволить концерну, несмотря на нынешний кризис, укрепиться на мировом рынке. Для этого "Фиату" и понадобились европейские активы "Дженерал моторс". Кто следующий? В итальянской специализированной прессе сейчас поговаривают о возможном союзе "Фиата" с французским концерном "ПСА Пежо Ситроен". Понятно, что в Милане и Париже эти слухи не подтверждают.

Справка "РГ"

Предприятия "Опеля" в Германии:

Рюссельсхайм - 15 100 занятых - производство модели Insignia;

Кайзерслаутерн - 3200 занятых - производство комплектующих;

Бохум - 5300 занятых - производство моделей Astra, Zafira;

Айзенах - 1700 занятых - производство модели Corsa.