Как сохранить административный РЕСУРС при уменьшении административной РЕНТЫ?
По подсчетам специалистов, если ВВП в течение года упадет на 6% (последние прогнозы Всемирного банка), то административная рента может сократиться на добрых 40-60%! Для людей, годами живущих в положении "административных рантье", это катастрофа.
Обострится борьба за сжимающуюся "откатооблагаемую массу". Собственно, эти процессы уже идут, но пока что (условно - первые полгода кризиса) бизнес и чиновников выручают старые запасы - не только государство копило Стабилизационный фонд! Однако запасы тают и растают, предположим, к осени. Вот тут-то и может произойти "обострение сверх обычного" ... "Остатки сладки" - и драка за них обещает быть жаркой. Предприниматели не смогут "откатывать" по-старому, чиновники не пожелают затягивать пояса по-новому. Это, конечно, не революционная ситуация ("крыши не хотят, фундаменты не могут"), но это паршивая ситуация...
Какова здесь задача государства? Формально такого вопроса вообще нет и не было. В законе НЕТ понятий "откат", "крыша", "административная рента". ЕСТЬ понятия - "взятка", "вымогательство", на худой конец, "превышение должностных полномочий". Ну, так и "согните им головы под железное ярмо закона". Закон суров - но это закон. Однако все понимают, что к подобным идеальным построениям можно (и должно) стремиться, но на практике достичь их волевым усилием НЕВОЗМОЖНО.
Понятия "административный ресурс", между прочим, в законе тоже нет! А в жизни оно не только есть, но далеко не факт, что БЕЗ НЕГО жизнь есть! Есть ли жизнь без "административного ресурса", нет ли жизни без "административного ресурса" российской науке об управлении неизвестно. И едва ли кто-то захочет экспериментально отвечать на этот вопрос, да еще в момент экономического кризиса...
Между тем ресурс и рента спаяны: элементы ЕДИНОЙ рентно-административной системы. Как верно сказали классики, "государство есть частная собственность бюрократии": чиновники ПРИВАТИЗИРОВАЛИ государство. Если государству административный ресурс нужен, чтобы обеспечивать управление страной, то чиновникам - "носителям ресурса" (не всем, но значительной их части) ресурс нужен для извлечения ренты. Рента-ресурс-рента... Такой цикл сложился в бюрократической экономике. Эта система функционировала (насколько эффективно - можно спорить) в период просперити, когда рента разбухала, расширенно воспроизводилась. Противоречия снимались тем, что "на всех хватало". Рента ресурс питала - ресурс ренту защищал. Сломать эту систему ИЗНУТРИ волевым усилием - невозможно.
Но изменилась ВНЕШНЯЯ ситуация: выкачивание из экономики административной ренты в прежних объемах ОБЪЕКТИВНО НЕВОЗМОЖНО - хотя бы на время кризиса (при том, что никто не знает, сколько же он продлится).
Система рента-ресурс-рента попала в кризисную ситуацию.
Ведь бюрократическая система "заточена" под извлечение ренты. Если нет ренты (или она качественно уменьшилась), исчезает один из главных стимулов для всей бюрократической машины. Как она может ехать, если бак не залит неф тедолларами?
А поскольку заменить в РЕАЛЬНОМ управлении административный ресурс все равно нечем (гражданское общество как черт из табакерки не выскочит), то это может обернуться и кризисом государства.
Но вместе с тем здесь же - как всегда "на краю" - возникает КАЧЕСТВЕННО НОВАЯ возможность для УЛУЧШЕНИЯ, для МОДЕРНИЗАЦИИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ. При качественном уменьшении ренты возникает - временно - новая ситуация, новая конфигурация всей системы власти.
Присмотримся к этой конфигурации. С рентой или без ренты, но большинство чиновников со своей должности не уйдут - что они еще "по жизни" могут? И вот тут происходит скачок: чем меньше побочные, левые доходы, тем большее значение для чиновника будет иметь его зарплата!
Может быть, впервые за долгие годы главное значение для чиновника приобретают не "возможности" (рента), а формальная зарплата!
Давно прошли времена, когда наши чиновники официально получали чисто символическую нищенскую подачку... и молчаливый кивок: "остальное доберете сами..." Нет, сегодня согласно опубликованным декларациям об имуществе и доходах высшие чиновники имеют официальные, т.е. без всякой административной ренты, доходы тысячи, а многие из них и десятки тысяч долларов в месяц. Жить можно...
Разумеется, сохранять на прежнем уровне зарплаты армии чиновников (говорят, только в федеральных ведомствах их по всей стране до 800 000!) в условиях кризиса сложно. Но право лучше (и куда дешевле для страны!) платить чиновникам приличные зарплаты, может быть, сократив чиновную армию. Противоположный способ - торжественно уменьшать их жалованье и прочие официальные доходы... при СОХРАНЕНИИ в их руках административных рычагов! Ну и станут они в таком случае переходить от "откатов и крышевания", которые больше не дают эффекта, к прямым захватам бизнеса, особенно мелкого-среднего. Оброк заменят барщиной... Кому от такого варианта станет легче? Бизнесменам, экономике, стране?
Конечно, и приличная зарплата (и иные легальные доходы и льготы) не гарантируют от того, что чиновник будет одновременно все равно гоняться за административной рентой. Жаден человек, да и от дурных привычек избавиться непросто... Но все-таки, учитывая а) что извлекать эти доходы будет все более трудно и рискованно, б) что чиновнику при этом есть что терять на официальном месте работы, можно предположить, что они из инстинкта самосохранения несколько ограничат свои "прекрасные порывы". Может, смениться стереотип поведения, а там, глядишь, и взяткоемкость всей бюрократической системы понизится.
Кризис по факту размыкает сцепку: рента-ресурс. Зазор, который между ними открывается, это же шанс! Ветер кризиса распахнул окно возможностей для экономики и общества. А если так - "хвала тебе, чума!". Не было счастья - несчастье помогло.
И теперь в игру должно будет вступить государство. Государство может вставить ногу в образовавшуюся щель - не дать чиновникам после кризиса вернуться к прежнему уровню ренты.
Сохранить и модернизировать административный ресурс - при сокращении административной ренты. Это и стало бы реальной перезагрузкой системы - важнейшим практическим шагом к модернизации экономики, к ДЕПРИВАТИЗАЦИИ государства ("НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ государства"), к созданию того самого гражданского общества.
Государство "расколдовывается": из системы "кормления" оно может стать нормальной функциональной бюрократической машиной.
О необходимости такой перезагрузки давно говорили президенты - сперва Путин, затем Медведев.
Но переделывать чиновную систему руками чиновников слишком сложно. Теперь же в действие вмешался "бог из машины" - кризис. Власть может а) поддержать новые правила игры, б) закрепить их после кризиса.
Если таким станет итог кризиса, если распадется система рента-ресурс, значит, у нас был ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ кризис, кризис как ВЫХОД из прежнего тупика, кризис как СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ.