За отказ пропустить пешехода водителя будут наказывать штрафом в 1000 рублей
Теперь у автолюбителей будет больше стимулов притормозить перед пешеходным переходом и внимательно осмотреться, не помешает ли он кому-нибудь. За не замеченного на "зебре" человека нерадивому автовладельцу придется расстаться с кругленькой суммой - тысячей рублей.
Таковы новые изменения, которые вступят в силу через 10 дней после сегодняшней публикации в "Российской газете" этих поправок в Кодекс об административных правонарушениях.
Водителю, не уступившему дорогу пешеходу или велосипедисту, грозит штраф от 800 до 1000 рублей. Остановка или парковка на пешеходном переходе или на тротуаре, если машина мешает пройти пешеходам, обойдется в 300 рублей штрафа. Таким образом, то есть большим рублем, законодатель пытается привить вежливость водителям. Дело в том, что наезды на пешеходов уже давно вышли на первую строчку рейтинга аварий с пострадавшими: за прошлый год это было 40 процентов из всех ДТП. В численном выражении - 82 с половиной тысячи аварий. В них погибло более 10 с половиной тысяч человек и ранено более 77 тысяч. Каждый шестой наезд происходит именно на "зебре". Одной из основных причин таких аварий законодатели считают хамство водителей.
По их мнению, ощутимый штраф заставит многих задуматься перед пешеходным переходом.
Однако при сегодняшней организации движения и работы ГИБДД такое рвение может обернуться очередными поборами с автовладельцев. Зачастую водители просто не знают, что перед ними пешеходный переход. Знаков нет, либо их не видно, разметка стерлась. Как сообщил начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, ведомство постоянно борется с подобными нарушениями. Разосланы тысячи предписаний местным властям с требованием восстановить знаки и разметку. Там, где предписания остались без ответа, ГИБДД плотно работает с прокуратурой. Ведь даже если на асфальте не нарисована "зебра", но стоит знак "пешеходный переход", водитель должен снизить скорость и следить, чтобы, не дай бог, какой-либо человек не решил перейти на ту сторону дороги. Как рассказал нам заместитель начальника департамента ОБДД Владимир Кузин, водитель в любом случае должен сбросить скорость и быть готовым к остановке, если на дорогу вышел пешеход.
- Он управляет средством повышенной опасности, поэтому должен следить за дорожной ситуацией, - разъяснил Кузин. - Если что-то случится, то мог он увидеть знак или не мог, была разметка или не было ее - эти дорожные обстоятельства будут разбираться потом.
Однако водители опасаются другого: как будут расценены их действия на дороге инспектором ГИБДД. Есть такие места, в том числе и в Москве, где пешеходы идут нескончаемым потоком. Водителю в данном случае остается только медленно пробираться через толпы людей или сигналами буквально упрашивать: пропустите, пожалуйста, имейте совесть. Наверняка найдется инспектор, который при новых штрафах станет на другой стороне такого перехода и будет тормозить каждого проехавшего сквозь строй пешеходов.
- В таких местах местным властям необходимо подумать над организацией движения, - объясняет замначальника департамента. - Либо переход построить - надземный или подземный, либо светофор поставить. А если в этом месте стоит инспектор и ловит тех, кто проехал, то грош цена такому инспектору. В первую очередь он должен заняться организацией движения. Даже в наставлениях по дорожно-патрульной службе - катехизисе для инспектора - прописано, что первым делом он обязан разрулить потоки. А выявление нарушителей и их оформление - его второстепенная обязанность.
Если инспектор игнорирует первостепенную свою обязанность и с большим рвением относится к второстепенной, то никто не мешает на него пожаловаться: начальнику его подразделения, начальнику госавтоинспекции города или области, непосредственно в департамент. Только при этом необходимо указать данные этого инспектора, а также когда и где это произошло. Надо сказать, что анонимные сообщения никто рассматривать не будет.
Рассмотрим еще одну спорную ситуацию: загорелся зеленый для автомобилей, переход не оборудован светофором для пешеходов. Понятно, что пешеходы пойдут через дорогу по сигналу, предназначенному для машин. Однако в правилах прописано, что водитель, совершающий поворот, должен уступить дорогу пешеходам. То же правило касается и светофорной стрелки: по этому сигналу водитель получает право начать поворот, но уступив дорогу другим транспортным средствам и пешеходам.
Ни для кого не секрет, что сами пешеходы зачастую становятся виновниками происшествий. Именно по их вине в прошлом году произошло почти 39 тысяч аварий, в которых погибло более шести тысяч человек. Две трети этих ДТП произошло из-за перехода в неположенном месте. Но наказание для них, согласно новым поправкам, поднялось незначительно. Теперь нерадивый пешеход заплатит 200 рублей штрафа вместо 100. И то если его догонят и установят его личность. Но вряд ли кто будет за ним бегать. Штраф все равно не стоит тех усилий, которые придется потратить, чтобы его взыскать.
Все об автомобилях - в Автопроекте РГ