Один из старейших русских театров в национальных республиках России, здание которого украшает центральный проспект Владикавказа вот уже почти 130 лет, не единажды вписывал свое имя в анналы национальной сценической истории сразу двух народов.
Плотно развешанные по фасаду мемориальные доски: в этих стенах одно время работал в качестве художника-оформителя основоположник осетинского литературного языка Коста Хетагуров, здесь начинал свою профессиональную деятельность Евгений Вахтангов, именно эти подмостки стали местом воплощения дебютных драматургических сочинений тогдашнего владикавказского жителя Михаила Булгакова.
Вот и последнюю пьесу Юрия Полякова владикавказские вахтанговцы поставили одними из первых в стране. Судьба этого произведения известного писателя и главного редактора "Литературной газеты" складывается парадоксальным образом. В отличие от всех предыдущих драм и комедий, сначала и быстро видевших свет рампы в столице, а уже после этого расходившихся по городам и весям, "Одноклассница" не могла найти свой путь на сцену достаточно долго, но зато "стартовала" практически одновременно сразу в трех федеральных округах. Честь ее открытия разделили Тобольск, Владивосток и вот теперь - Владикавказ. Что же до московской премьеры, она должна состояться лишь в начале июня, в Театре Российской армии.
"Одноклассница", как и все предудущие пьесы Полякова, создана в классических традициях, наделена изрядным количеством действительно "работающих" реприз (умение, практически утерянное современными драматургами). Она, вне всякого сомнения, развлекает - и бурная реакция владикавказской публики тому очевидное подтверждение, но развлекая и веселя, заставляет всерьез задуматься.
Единство места, единство времени - история, рассказанная в "Однокласснице", предлагает нам провести вечер в компании школьных друзей, собирающихся спустя двадцать с лишним лет после окончания школы в квартире одного из них. Ход далеко не новый - аналогичная завязка встречается в целом ряде произведений, в достаточно популярном, к примеру, в свое время "Традиционном сборе" Виктора Розова. Вот только сами герои, по судьбам которых минувшие десятилетия проехали по большей части тяжелым катком социально-политических перемен, выглядят здесь отнюдь не "традиционно".
В крепкой, эмоционально выверенной постановке режиссера Вячеслава Вершинина очень точно и чутко уловлен узловой нерв эпохи. То, насколько сильно и безвозвратно оказались разведены по жизни представители попавшего в серьезный переплет поколения некогда единой общности под названием "советский народ", нагляднейшим образом демонстрирует сильная владикавказская труппа. Из исполнителей хочется в первую очередь выделить исполняющую заглавную роль Анжелику Тер-Давидянц, предстающую в сложной роли бывшей отличницы, так и не сумевшей найти свое место ни в жизни, ни в любви, а также Валерия Попова (одновременно главного режиссера театра), демонстрирующего в колоритном образе поэта-бомжа недюжинный фейерверк актерских возможностей.
Сегодня пьеса готовится к постановке и репетируется еще сразу в нескольких театрах страны, разделенных между собой зачастую тысячами километров. Как было принято писать в подобных случаях в те далекие годы, когда герои Юрия Полякова еще только готовились вступить в большую жизнь, "Одноклассница" шагает по стране!
Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий - в "Афише РГ"