Быстро избавиться от убыточной производственной компании и вложить деньги в более мелкий, зато быстро окупаемый бизнес - разумный ход в условиях кризиса. Такие сделки происходят сегодня во всех регионах России, и везде продать компанию намного сложнее, чем купить. "Дисконт на некоторые компании доходит до 50%, что до кризиса было неприемлемым", - отмечает Дмитрий Шишкин, гендиректор "Банка готового бизнеса" (Москва).
Похожая ситуация в Самаре, Тольятти и Сызрани. Как объясняет Вадим Голицын, директор по продажам Магазина готового бизнеса Delomag (работает в Самарском регионе), в связи с невозможностью получения "длинных" кредитов на приемлемых условиях пропал спрос на покупку производственных мощностей как продовольственных, так и непродовольственных товаров (стоимость такого бизнеса - от 25 млн до 60 млн рублей), а предложение, наоборот, значительно выросло (опять же из-за невозможности получить новые кредиты и реструктуризовать старые).
Кроме того, как отмечает Голицын, в сфере производства доминируют глобальные корпорации и "независимые" производители не могут составить им конкуренцию. В результате, по данным Алексея Миронова, гендиректора Агентства бизнеса "Ваша фирма", спрос на бизнесы стоимостью от миллиона долларов упал на 90% в сравнении с летом 2008 года. Зато спрос на компании ценой до двухсот тысяч долларов в течение последних месяцев постоянно растет.
Предложений о продаже в большинстве магазинов готового бизнеса в несколько раз больше, чем предложений о покупке. На прилавках залеживаются заводы, логистические комплексы, порты и типографии. Так, в одном из нижегородских магазинов на продажу выставлен "Завод Стеклобутылки" за 10,5 миллиона долларов, который выпускает в месяц пять миллионов коричневых и зеленых бутылок - винных, пивных и химических. Завод, как уверяют продавцы, полностью обеспечен договорами с потребителями продукции, а также штатом в 200 человек. В Пермском крае владельцы уже полгода пытаются продать производственно-складской комплекс "всего" за 240 миллионов рублей вместе с клиентами и персоналом, без долгов и обязательств. В Краснодарском крае на продажу выставлено прядильно-трикотажное производство ценой 35 миллионов долларов. А в Свердловской области завод ЖБИ продается за сущие копейки, а именно за 180 тыс. рублей.
"Рынок ежедневно выбрасывает ряд предприятий из различных отраслей на продажу в разных уголках России, - утверждает Дмитрий Шишкин. - Как правило, компании продаются с долговой нагрузкой или с незавершенными проектами из-за отсутствия финансирования. При покупке таких компаний необходимо учесть все эти факторы в договоре отчуждения предприятия. Сегодня все чаще встречаются случаи, когда компания продается за символическую плату, но с передачей всех обязательств. Такие объекты являются наиболее интересными для инвесторов, так как покупка происходит в рассрочку, по графику оплаты задолженностей".
Однако большинство инвесторов предпочитает вкладывать деньги в далекий от производства бизнес. Как утверждает Вадим Голицын, в Самарском регионе высокий спрос на бизнес в сфере услуг (платежные терминалы, парикмахерские, солярии, салоны красоты, автомойки, шиномонтаж) и розничной торговли. Стоимость такого бизнеса в регионе - от 2,5 до 7,5 млн рублей.
В Нижнем Новгороде, по данным Юрия Кузьмичева, директора нижегородского Магазина готового бизнеса, также отмечается высокий спрос на предприятия сферы услуг и розничной торговли как на собственных, так и на арендованных площадях. Это парикмахерские, салоны красоты, автосервисы, автомойки, аптеки, магазины продуктов, службы такси и др. "Причины - быстрая окупаемость (1-2 года), постоянный спрос на услуги и продукцию этих компаний, относительно невысокий финансовый порог вхождения в бизнес и мнение покупателя, что таким бизнесом несложно управлять, - объясняет он. - Стабильно высокий спрос фиксируется на автозаправочные станции и нефтебазы как в Нижнем Новгороде, так и в области. К сезону активизировался спрос на дома отдыха. Наименьшая активность в секторе покупки бизнеса стоимостью от 30 млн рублей, а также в секторе инвестиционных проектов на этапе становления. Основная причина - дороговизна и недоступность кредитных ресурсов".
По наблюдениям Алексея Миронова, в других регионах также отмечается устойчивый спрос на малый бизнес, чаще с помещениями в собственности. "А вот на убыточные предприятия, на крупные производства или имущественные комплексы от двух миллионов долларов спроса нет", - утверждает он.
Какой же именно бизнес желают приобрести инвесторы и сколько готовы за него заплатить? В столице спрос сосредоточен на предприятиях общепита (за кафе покупатели готовы заплатить 200 тысяч долларов, за кафе-столовую в офисном здании - до двух миллионов рублей, за столовую или кафе в крупном бизнес-центре - до трех миллионов рублей), сферы услуг (за автомойку инвесторы готовы отдать 500 тысяч долларов, за студию загара или сауну вместе с недвижимостью - до двух миллионов рублей, за аптеку - от 5,5 до 14 миллионов рублей, за продуктовый магазин - 120 тысяч долларов, за турфирму с клиентской базой - до 4 миллионов рублей, пользуются спросом аудиторские компании (5-7,5 млн рублей) и ночные клубы с лицензией на продажу алкоголя (до млн долларов).
Но есть и оригинальные заявки. Например, за производство строительных материалов или металлопродукции в столичном регионе один из покупателей готов заплатить пять миллионов долларов, а другой срочно купит московский вуз с поставленным учебным процессом и госаккредитацией за 6 миллионов рублей. Конечно, начинающему предпринимателю такой бизнес не интересен, а вот владельцу среднего бизнеса может пригодиться.
"Причины подобных покупок, как правило, - расширение бизнеса, вложение свободных средств, диверсификация, но иногда компании покупают непрофильный бизнес для сокращения издержек в производственной цепочке, - объясняет Дмитрий Шишкин. - Существует много примеров быстрого увеличения доли рынка за счет покупки компании-конкурента. Так, одна строительная компания купила производство бетона, а чтобы не переплачивать за обучение своих сотрудников, крупный холдинг купил себе вуз и создал корпоративный университет".
В регионах цены на готовый бизнес намного ниже столичных. Например, в Тольятти салон красоты продается за 300 тыс. рублей, в Самаре - за 600 тысяч рублей, а в Екатеринбурге - за 620 тысяч. Буфет в Красноярске можно купить за 150 тыс. рублей, кафе быстрого обслуживания в Ульяновске - за 300 тыс. рублей, а в Ростове-на-Дону - за 600 тысяч. Эти предложения рассчитаны, в основном, на мелких предпринимателей, и они охотно вкладывают деньги в действующий бизнес, поскольку это проще, чем открывать новый. Но, как утверждают эксперты, вложения оправдываются не всегда.
"Покупатели предъявляют к готовому бизнесу такие требования: стабильность (доход, постоянные клиенты, оформленный персонал); понятность (структура, ведение отчетности, договоры с контрагентами); перспективность, - говорит Юрий Кузьмичев. - Многие, особенно те, кто раньше не имел собственного бизнеса, думают, что бизнес после покупки продолжит сам зарабатывать новому владельцу деньги. Таких людей ждет горькое разочарование. Бизнесом, особенно малым, нужно жить. И без активности собственника его бизнес через какое-то время может просто перестать существовать".