Единый госэкзамен впервые пройдет на территории России в точно установленный период - с 26 мая по 19 июня. Председатель Госдумы Борис Грызлов сообщил об этом на "правительственном часе", когда в Верховном суде РФ взяли тайм-аут для дополнительного исследования документов о легитимности такой формы итоговой аттестации в этом учебном году.
С исковым заявлением в высшую судебную инстанцию обратились родители учеников, которые заканчивают в этом году одиннадцатый класс. Как уже сообщала "РГ", они требуют признать незаконным приказ минобрнауки N 362 от 28 ноября 2008 года, который определяет форму и порядок государственной итоговой аттестации для получающих среднее образование.
Свою позицию они мотивируют тем, что девятый пункт упомянутого приказа устанавливает: "ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольно-измерительных материалов". А единые образовательные стандарты до сих пор не разработаны и не утверждены. В разных школах и в разных регионах России школьники учатся по разным, весьма отличающимся программам.
"Таким образом, нарушается право на равные возможности при аттестации и поступлении в вузы, - заявляет президент фонда "Образование" Сергей Комков, представляющий интересы группы истцов. - А раз стандартных требований к содержанию образования нет, введение Единого госэкзамена преждевременно. Министерский приказ о ЕГЭ как обязательной форме итоговой аттестации должен быть отменен".
Первое слушание по делу состоялось 29 апреля. Несмотря на возражения ответчика (а кроме минобрнауки на этой стороне процесса участвовали представители минюста и генпрокуратуры), суд прислушался к доводам истцов и даже удовлетворил их ходатайство о переносе разбирательства на 15 мая. О том, что выяснилось на первом заседании и для чего потребовался двухнедельный тайм-аут, "РГ" рассказал Сергей Комков.
Российская газета: Вам понадобилось время, чтобы лучше аргументировать свою позицию?
Сергей Комков: Да. Но прежде всего и я, и одна из моих доверительниц - Галина Воронова - увидели в позиции суда желание разобраться в сути этого вопроса, поскольку он имеет большое социальное значение. Ведь от этого зависят судьбы сотен тысяч выпускников. И когда мы почувствовали, что для суда важно конкретизировать те пункты из статей законодательства, которым противоречит приказ об итоговой аттестации в форме ЕГЭ, решили это сделать. Нам, например, понятно, что проводить экзамен на основе федерального государственного стандарта, который пока еще не принят, - это абсурд.
РГ: А сторону ответчика представлял минюст?
Комков: Минюст и минобрнауки. Хотя мы предъявляли иск только к министерству образования.
РГ: Вы всерьез полагаете, что ЕГЭ как основная форма итоговой аттестации может быть отменена или приостановлена уже в этом году? Когда до самих экзаменов рукой подать, а в некоторых местах они уже идут - в досрочном порядке? Ведь это вызовет еще большую сумятицу...
Комков: Лучше его отменить сейчас и разработать в соответствии с постановлением правительства федеральные стандарты, ввести их в действие. А после этого установить определенный переходный период. И только после этого требовать от выпускников то, что положено по этому федеральному стандарту.
РГ: А как вы относитесь к выводам социологов, например, ВЦИОМ, что нервозную обстановку вокруг ЕГЭ создают взрослые, а сами выпускники с этим давно смирились и готовы такую форму принять?
Комков: Я не верю фокус-группам ВЦИОМа. Для меня понятие фокус-групп в социологии - вещь неоднозначная. Их можно сформировать таким образом, что они будут реагировать на вопросы так, как тебе нужно.
РГ: Тем не менее они утверждают, что отличники - за ЕГЭ, а двоечники-троечники - против...
Комков: Это глупость абсолютная. ЕГЭ несет в себе большой элемент случайности. Хорошо подготовленному выпускнику, уверенному в себе и знающему предмет, идти на викторину, в результате которой он может пролететь мимо, очень опасно. Как раз школьнику, имеющему слабые знания, в таком тестовом испытании участвовать гораздо сподручнее. Потому что он ничего не теряет.
Критика Единого госэкзамена строится на недобросовестном искажении фактов, считает глава минобрнауки Андрей Фурсенко. Свою позицию по этому делу он детально изложил, отвечая на прямые вопросы депутатов Госдумы в рамках "правительственного часа". "Это чисто политические, пиаровские акции, - заявил министр. - Я считаю, что это аморально - за счет детей и их родителей создавать себе публичную заметность".
По мнению Фурсенко, те, кто нагнетает обстановку вокруг ЕГЭ, "создают огромные проблемы огромному количеству ребят", прекрасно понимая, что правила в этом году меняться не будут и сам экзамен в любом случае состоится. Министр напомнил, что уже позади досрочная сдача Единого госэкзамена. И она, по его сведениям, "прошла без сбоев и нарушений".
"Я бы хотел обратиться к нашим оппонентам и нашим сторонникам, - подытожил Фурсенко свое выступление в Госдуме. - Уважаемые коллеги, хватит кошмарить ребят".
Спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов в свою очередь призвал не допустить "искажения основной идеи ЕГЭ - создания равных возможностей для поступления в высшие учебные заведения". А для совершенствования единой формы итоговой аттестации предложил осуществлять "постоянный мониторинг правоприменительной практики". И адекватно реагировать на все нарушения и проблемные вопросы.