8 мая президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Закон "О Конституционном Суде РФ", утверждающие новый порядок назначения руководства КС. Согласно предложенным изменениям глава Конституционного суда и его заместители должны назначаться Советом Федерации по представлению президента. Напомним, что сегодня они избираются судьями КС. Законопроект также устраняет должность судьи-секретаря КС и учреждает должность второго заместителя председателя суда.
Спикер Госдумы Борис Грызлов уверен в том, что парламентарии поддержат инициативу Дмитрия Медведева. "В новом механизме будут задействованы и глава государства, и парламентарии, - пояснил Грызлов. - Внесение соответствующих кандидатур президентом еще более повысит статус этих ответственных должностей, а утверждение их Советом Федерации подчеркнет важность задачи дальнейшего укрепления российского парламентаризма". Тем самым фактически и законодательная, и исполнительная ветви власти примут участие в формирование Конституционного суда.
Кроме того, спикер подчеркнул, что предложенные президентом поправки соответствуют мировой практике. Так, в ФРГ председателя Конституционного суда и его заместителей поочередно избирают бундестаг и бундесрат, во Франции председателя Конституционного совета назначает президент Франции, а в США всех судей Верховного суда назначает президент. То есть для стран с развитыми демократиями такой механизм формирования судебных органов является стандартным.
По мнению политолога Вячеслава Никонова, новый механизм избрания главы КС должен придать стройность всей судебной системе. "Я вижу логику в том, что руководство страны хочет унифицировать порядок формирования руководящих органов всех судов РФ, - сказал Никонов. - Для Конституционного суда вводится тот порядок, который существует и для других судов". Такого же мнения придерживается и сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. Он тоже считает, что судебная система после принятия данных поправок будет унифицирована. "Здесь разумно обеспечить юридический принцип: одни и те же ветви власти организованы одним и тем же образом, - пояснил политолог, - это немного странно, когда ветви судебной власти организованы по-разному".
Дискин отметил, что президент внес этот законопроект не для "собственного удобства", а для налаживания и совершенствования российской политической системы, что являлось частью его предвыборных обещаний. Вместе с тем Дискин отметил, что поправки в случае их принятия начнут действовать не сразу. "Именно чтобы избежать спешки, президент делает такой шаг в начале своего срока, рассчитывая уже на тех, кто будет избран в 2012 году", - сказал политолог.
В качестве примера Дискин упомянул США. "Еще отцы-основатели Соединенных Штатов четко понимали, когда они организовывали судебную власть, что это аристократический инструмент, что судьи должны быть освобождены от необходимости бороться за голоса и потакать избирателям", - пояснил политолог. Никонов тоже отметил, что новая система избрания руководства КС будет во многом повторять американскую модель.
В США, где специальный орган конституционного правосудия отсутствует, функции конституционного контроля фактически выполняются Верховным судом - высшим судом общей юрисдикции, состоящим из 9 судей, назначаемых президентом США по согласованию с сенатом. Председатель Верховного суда также назначается президентом по согласованию с верхней палатой. "В любом случае процесс формирования высших эшелонов судебной власти - это процесс взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти, - считает Никонов. - Смысл как раз в том, что две ветви власти формируют третью, которая обладает функциями надзора за конституционностью их действий".
Сенатор Анатолий Лысков призвал не усматривать в новом законопроекте наделение Совета Федерации какими-либо дополнительными преференциями и "наращивание им мускулов". По словам Лыскова, верхняя палата и так уже наделена достаточным объемом полномочий. Кроме того, сенатор напомнил, что именно члены Совета Федерации назначают судей Конституционного суда, из числа которых потом избирается председатель КС. Лысков, как и большинство его коллег-парламентариев, нисколько не сомневается в том, что и Госдума, и Совет Федерации рассмотрят законопроект в приоритетном порядке и он может быть принят еще до конца весенней сессии.