Только вчера Росаэронавигация сообщила о недавнем инциденте в небе, который мог закончиться трагедией. В подмосковном небе удалось избежать столкновения Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Москва - Самара, с "Боингом", летевшим во Владивосток. На борту обоих самолетов было примерно 300 пассажиров.
Однако московские авиадиспетчеры предотвратили серьезную катастрофу. Опасная ситуация возникла недалеко от населенного пункта Черусти. Как пояснил глава Росаэронавигации Александр Нерадько, самолет одной из ведущих российских авиакомпаний Ту-154, взлетев из Внуково, набирал высоту в выпущенными шасси. Из-за этого лайнер начал терять скорость. И ситуация, если бы не диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Илья Куракулов, могла бы завершиться "плоским штопором, из которого большой гражданский самолет уже не сумел бы выйти" и столкнулся бы с "Боингом", который летел из Домодедово, по этому же воздушному пути, но ниже и на удалении 4 километров. У Ильи Куракулова была всего секунда на предотвращение авиакатастрофы, так как сам инцидент по сближению двух самолетов длился 15 секунд. И в этой скоротечной ситуации люди, которые были на борту, оказались на волосок от смерти. Глава Росаэронавигации предложил за слаженные оперативные действия, представить Илью Куракулова к государственной награде.
Большую роль сыграло и то, что Московский центр автоматизированного управления был оснащен современной резервной системой слежения полетов, на которой было четко видно, как Ту-154 начал снижаться. По словам Александра Нерадько, для дальнейшего совершенствования московской базы уже подготовлена документация по строительству нового современного центра, и сейчас она проходит госэкспертизу. Несмотря на то что бюджеты всех уровней на данный момент сокращаются, на оснащение московских авиадиспетчеров деньги остались прежними - 3,4 миллиарда рублей. В течение трех лет глава Росаэронавигации надеется, что центр будет построен и оснащен современными отечественными аэронавигационными системами. Он считает, что после выхода из кризиса, когда объем авиационных перевозок будет опять расти, московский авиаузел будет подготовлен к обеспечению нормальной безопасности движения в воздухе.
Однако на данный момент, констатировал Нерадько, интенсивность движения в воздухе по сравнению с апрелем прошлого года упала на 15 процентов. Кроме того, просматривается тенденция, что сокращение объема полетов идет больше не в московском авиаузле, а в других регионах. Специалисты центра подсчитали, что в Москве падение интенсивности перевозок около 13 процентов, то есть на 2 процента меньше, чем в целом по России.
Для того чтобы повысить безопасность полетов, диспетчерский состав центра активно работает с авиакомпаниями. И 24 апреля в этом смысле было показательным, когда пилоты "Боинга" оперативно откликнулись на команду авиадиспетчеров и прекратили набор высоты. Тем самым они спасли жизни своих пассажиров. Но чаще пилоты начинают реагировать на команды диспетчеров через 30-40 секунд, что может повлечь за собой авиакатастрофу. С такими крупными авиакомпаниями, как "Трансаэро" и "Аэрофлот", московские диспетчеры устраивают в своем тренажерном зале инструктаж для пилотов. А сами отправляются попрактиковаться на тренажерах для летного состава. По мнению руководства московского центра, это поможет повысить взаимопонимание между летчиками и диспетчерами, а значит, и уровень безопасности полетов.
Что касается инцидента с Ту-154, то, по мнению специалистов, пилот нарушил требования, предусмотренные Национальными правилами полетов. Он не сразу откликнулся на позывные диспетчеров и забыл после взлета закрыть шасси. Теперь его действия оценивает комиссия в Росавиации. Пока же весь экипаж Ту-154 отстранен от полетов. Кстати, по российским законам, пилотов могут через суд лишить права управления воздушными судами на срок до одного года.