На этой неделе ленты информационных агентств будут переполнены сообщениями с саммита Россия - ЕС, который откроется в четверг в Хабаровске. Между тем представляется, что общественность, и деловое сообщество в том числе, ждет от саммита одного: смягчения визового режима или отмены оного. Поскольку саммит вряд ли принесет такой результат, а переговоры по другим вопросам вялы и предсказуемы, на душе такая досада, как у некоторых европейских делегатов, которые публично недоумевали, зачем им тащиться в Хабаровск.
Тема влияния визового режима на бизнес отнюдь не кажется надуманной тем предпринимателям, которые имеют дела в странах ЕС. Она просто мало разработана. Так, не существует оценки интегральных потерь, которые несет бизнес от супержесткого (будем называть вещи своими именами) визового регулирования со стороны Евросоюза в отношении России. Да и как оценить, например, упущенную выгоду от не визита россиянина на переговоры в европейскую страну, если переговоры не состоялись? Сколько не состоялось таких визитов? Простой опрос десятка знакомых руководителей фирм показал, что такие срывы происходят часто: скажем, шеф сидит в Париже, ведет дискуссии, и возникла надобность срочно подключить к ним бухгалтера. А срочно-то не получается! Нет у бухгалтера, в отличие от шефа, постоянного Шенгена.
Но потери несет и европейский бизнес. Ведь получить российскую визу - правила в этом деле всегда симметричные - тоже непросто. Что выигрывает ЕС, от чего защищается и сопоставим ли выигрыш с такими обоюдными потерями - вопрос темен, хотя лично для меня куда как решен и ясен. Ничего не выигрывает и ни от чего не защищается. Кому надо проникнуть в ЕС с плохими намерениями, находят способы, все их знают, повторяться нет нужды. Выигрывают только фирмы-посредники, загадочным образом присоединенные к посольствам. Это компании, которые берут немалые деньги за минуту телефонного разговора с визовым центром, и сами визовые центры, это гениальное изобретение на стыке бюрократии и бизнеса. Только доходы таких посредников, немалые для них самих, на самом-то деле копеечные. Неужто ради этих копеек и городится огород? Верить в это не хочется, хотя практика показывает: чем меньше профит, тем большую изобретательность прикладывают для его достижения.
Особый урон визовый режим наносит малому и среднему бизнесу с обеих сторон. Малый бизнесмен часто едет в страну наугад, он не знает, с кем заключит договор и о чем, поэтому он едет как турист. Что это значит, знает каждый, кто ездил в ЕС одиночкой. Сделав ставку на малый бизнес своей страны, Турция отменила визы с Россией, результат известен "челнокам" (многие из них сейчас ворочают миллионами) и туроператорам. Еще примеры или этого достаточно?