Квентин Тарантино взорвал Гитлера - и Каннский кинофестиваль

Квентин Тарантино верен себе: на этот раз он переписал историю II мировой войны и уничтожил Гитлера со всей его камарильей в миг, когда те в Париже наслаждались кино. Естественно, нацистским. Свой новый фильм о нацистах и тех, кто с ними борется автор нашумевшего "Криминального чтива" представил в конкурсе Каннского кинофестиваля.

Фильм об этом называется Inglourious Basterds, и такую демонстративную безграмотность переводить надо тоже безграмотно - что-то вроде "Безславные ублудки". Или "ублютки". Или как кому взбрякнет. Бред Питт в роли лейтенанта Альдо Райне там говорит на таком невероятном сленге, что это перевести невозможно, и я боюсь, в русском дубляже из фильма получится совсем не то.

Точно так же нельзя здесь дублировать все подряд. Потому что придумана сплошная языковая чересполосица: с французского перескакивают на английский с заездом в немецкий и с включениями итальянской мовы - это придает всему привкус абсурда и поддерживает идею стилевой чересполосицы, ставшей ноу-хау этого фильма. Действие происходит, вы догадались, во время II мировой, время обозначено точно, как у Лиозновой, и как у нее же, есть закадровый справочный комментарий a la Копелян.

Я не уверен, что Тарантино ориентировался на Лиознову, но он совершенно точно ориентировался на весь мировой кинематограф, пародируя все на свете, от немецких военных боевиков до стиля то ли Марлен Дитрих, то ли Милицы Корьюс, а сама идея взята из итальянской ленты 1978 года с одноименным, но грамотным названием.

Фильм получился абсолютно синефильским - с многими приятными ассоциациями. При этом остроумным, лихо скроенным, эпическим и комедийным, лирическим и шпионским одновременно. Прежний Тарантино проглядывает в макабрических кадрах, когда с людей (иногда живых) снимают скальп. Но есть и новый Тарантино: синефильская игра обрела смысл и какой-то совершенно новый мстительный, т.е. осмысленный драйв.

"Ублудки" состоят из четырех глав - на взгляд самостоятельных сюжетов, которые к финалу должны сойтись в одной точке. Начавшись как спагетти-вестерн (музыка стилизована под Морриконе), картина развивается как комедия, чуть пародия, очень накаленный боевик, шпионская драма и романтическая лента 50-х. В первой главе полковник SS Ланда (отличный австрийский актер Кристоф Уолтц), человек с иезуитскими наклонностями, в феерическом диалоге с французским фермером допытывается, где спряталась еврейская семья Дрейфусов. Во второй лейтенант Альдо (Питт) формирует команду из лихих американских евреев с задачей наводить ужас на наци, снимая с них скальпы. В третьей бежавшая от Ланды девушка Шосанна Дрейфус (Мелани Лоран) под чужим именем держит в Париже свой кинотеатр (тут Тарантино окончательно в своей стихии!). Далее возникнет обворожительная немецкая звезда, она же Мата Хари в пользу Британии, Бриджет фон Хаммерсмарк (Диана Крюгер), и с ней несколько больших сцен из шпионского боевика (опять же феерических -  столь же остроумных, сколь и накаленных). Все сконцентрируется вокруг "Операции "Кино" - боевого плана взорвать Гитлера и компанию в этом кинотеатре по ходу торжественной премьеры патриотической ленты о национальном герое Германии. Я в курсе того, как закончилась Вторая мировая, но редко в кино переживал такой азарт и так хотел, чтобы операция удалась. Уже после сеанса сообразил, что Тарантино отнял у нас нашу победу, но обиды не почувствовал - столько в этой фантазии азарта.

Но этого мало. Тарантино все гарнирует милейшей романтической историей, где немецкий супергерой, ставший киноактером, пытается закадрить еврейку-француженку Шосанну, словно и нет нацистской оккупации. И никак не может сообразить, отчего та столь неприступна. Дальше рассказывать опасно - украдешь удовольствие от жуткой интриги. В этой роли немецкий актер Даниэль Брюл, звезда фильма "Гуд бай, Ленин".

Феноменален кастинг: ни одного посредственного исполнителя. Тарантино умеет актеров на съемочной площадке поджечь так, что все становятся гениальны. У Питта, к изумлению многих, роль не главная, но очень колоритная, и сыграна великолепно. Женщины фильма красивы до невероятности, композиции стилизованы безупречно, каждая - отдельный шедевр. Картину режиссер заканчивал рекордными темпами, торопясь поспеть к Каннскому фестивалю. Результат ошеломляет: фильм огромен, но изумительно изящен одновременно. Это тот редкий случай, когда на часы посматриваешь не от тоски, а от опасения, что скоро кончится. По мне, надо вручать Тарантино Золотую пальму, дать хороший приз французскому "Жучку-пророку" и на этом с фанфарами закрыть неудачный 62-й Каннский фестиваль.

Правда, впереди еще Михаэль Ханеке…

P.S. Как стало известно, 70-летний итальянский режиссер Энцо Кастеллари, чей старый фильм "Бесславные ублюдки" вдохновил Тарантино, не только снялся в его картине в роли нацистского генерала, но и сам собирается снять фильм под названием "Карибские ублудки". Квентину Тарантино он объяснил свою затею просто: "Ты же вдохновился моим фильмом, вот и я теперь могу смело копировать тебя"