Обычно в финальных титрах картины пишут: фильм режиссера такого-то. Эта каннская премьера закончилась титром: фильм друзей Хита Леджера. Наконец мы увидели фантазию Терри Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса", где свою последнюю роль сыграл умерший в начале прошлого года Хит Леджер.
После смерти своего главного героя автор фильма сделал почти невозможное: он переписал сценарий, бережно сохранив всю работу Леджера, а недоигранные им эпизоды попросил сыграть Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фарелла. Они сыграли все волшебные "перевоплощения" Тони и весь гонорар перечислили осиротевшей дочери Хита Леджера Матильде.
Гиллиам даже умудрился сказать в фильме свое прощальное слово Леджеру. Он ввел эпизод, когда по реке вечности плывут кораблики с портретами Рудольфо Валентино, Джеймса Дина и других звезд, ушедших в расцвете жизни и таланта. И герой Хита Леджера Тони, уже в облике Джонни Деппа, говорит о том, что все они вовсе не ушли от нас, они остались с нами - молодыми.
Тони, пересекая границы воображаемых миров Гиллиама, теперь легко меняет обличья. Потому что в этой картине возможно все. Это одна из самых фантазийных лент и Гиллиама и всего современного кино. Развернутая метафора, в основе которой вполне философская тема выбора: он всегда труден для человека, ошибка чревата трагедией.
Это вариант Зазеркалья, воплощенного в закулисье волшебного уличного театра - Воображариума доктора Парнаса. И если сам театр путешествует по Лондону сразу всех эпох, то, оказавшись в закулисье, мы можем попасть куда угодно, хоть в заоблачные миры, хоть в ад, хоть даже в Россию, наводнившую чинный Лондон своими разнузданными гангстерами и их разбитными подружками. Стиль фильма - причудливая смесь Сальвадора Дали и рекламных постеров, которые ведь тоже достаточно сюрреалистичны. А сам доктор Парнас в изображении Кристофера Пламмера - вариант доктора Фауста, много веков назад заключившего сделку с дьяволом, купившего себе бессмертие ценой судьбы еще не рожденной тогда дочери Валентины. Обрел он и волшебный дар инспирировать в окружающих пылкое воображение, чем и занят его театр, патронируемый самим Сатаной - он теперь выступает под именем мистера Ника и терпеливо ждет, когда созреет обещанный ему плод - девственница Валентина, несчастная дочка Парнаса. Есть в этой театральной труппе саркастичный карлик Перси (Верн Тройер) и парнишка Антон, безответно влюбленный в Валентину. Думаю, что исполнитель этой роли, восходящая звезда Эндрю Гарфилд, после "Воображариума" должен проснуться абсолютно знаменитым.
Но сам этот театр, при всей своей бравурности и способности дарить счастье, никому не нужен - дополнительный и очень важный для Гиллиама мотив фильма. Включить свое воображение приходят считанные зеваки, задуматься о жизни им некогда: в современном мире слишком много суррогатов, отвлекающих внимание от насущных проблем. Вполне возможно, что такая же странная судьба ждет и сам фильм Гиллиама: придут посмотреть на еще живого Леджера, подивятся красивым картинкам, а о чем и для чего все затеяно - не задумаются