Вечером 23 мая жюри 62-го Каннского кинофестиваля объявит лауреатов. Когда номер придет к читателям, их будут знать все любители кино - список появится и на интернет-сайте "РГ". Я пока их не знаю.
Пока официально объявлены вердикты Экуменического жюри и жюри "Особого взгляда". Первый - скандален: впервые на фестивале учрежден антиприз позора - для психопатологического "Антихриста" фон Триера. В специальном заявлении говорится, что самозваный "лучший режиссер мира", как охарактеризовал себя фон Триер, сделал женоненавистническую картину, из которой следует, что женщин хорошо бы сжечь на костре, как средневековых ведьм. Реальным же лауреатом Экуменического жюри стала картина Кена Лоуча "В поисках Эрика". Специального упоминания удостоен фильм австрийца Михаэля Ханеке "Белая лента". Эта картина, кроме того, была признана лучшим фильмом конкурса жюри ассоциации международной кинокритики ФИПРЕССИ.
В "Особом взгляде" победила греческая лента "Собачий зуб" режиссера Йоргоса Лантимоса - метафорическая история о детях, выросших во дворе загородного дома, не имея информации о том, что происходит во внешнем мире. Спецприз взяла иранская картина "Никто не знает про персидских котов". Российские "Царь" Павла Лунгина и "Сказка про темноту" Николая Хомерики не получили ничего.
Итоги главного конкурса мне пока не известны. Ясно одно: он неровен и лишен внятных принципов отбора. Кроме одного: взяты фильмы известных режиссеров, как правило, открытых Канном. Магия имен неизбежно окажет влияние на жюри - пусть и на подсознательном уровне. Во главе жюри Изабель Юппер, прекрасная актриса и умная женщина. Она сразу заявила, что ее задача не судить фильмы, а их любить, и тем заранее сняла любые упреки. Ибо большинство глупостей делается от любви: "Любовь - зла…" - вы знаете продолжение поговорки.
Мнения критиков отражены в рейтингах. Там лидировали "Пророк" Жака Одияра, байопик Джейн Кэмпион "Яркая звезда" и Педро Альмодовар с "Разорванными объятиями". Последние места заняли "Кинатай" Брилланте Мендозы и "Антихрист" Ларса фон Триера. Впрочем, эти рейтинги чаще расходятся с решениями жюри. И я могу допустить, что Изабель Юппер, получавшая в Канне премию за садомазохистскую роль в "Пианистке", захочет поддержать Шарлотту Гейнсбур за смелость сыграть еще более садомазохистскую роль в порноужастике Триера.
С фильмом Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки" - сложности. Он не понравился многим и в рейтингах получил 2,4 балла. Причина: от Тарантино ждали не этого. В фильме меньше действия, чем диалогов. И Бред Питт играет не главную роль, а на авансцене менее известные Мелани Лоран и Кристоф Уолтц. Линейное развитие фабулы заменено цепью глав с самостоятельными сюжетами. Как раз то, что я считаю достоинствами, многие сочли недостатками. Я нахожу, это фильм открывает нам зрелого Тарантино, а они в этом видят его измену самому себе.
Придуманная Тарантино развязка Второй мировой войны - очевидный прикол. Но люди без чувства юмора принимают это за искажение истории, за утверждение, будто с гитлеризмом покончили евреи США. Говорят, придуманный как шутка фильм запустит миф о том, что Гитлер погиб не в берлинском бункере, а в парижском кинотеатре, взорванный прекрасной еврейкой и чернокожим патриотом. Германию насторожила идея снимать с немецких солдат скальпы. Осталось дождаться очередного заявления питерских коммунистов с требованием запретить картину, принижающую роль советской армии в победе над Берлином, но я надеюсь, до этого не дойдет.
Последние дни конкурса предъявили главного, по-моему, претендента на Золотую пальмовую ветвь - драму австрийца Михаэля Ханеке "Белая лента". На примере происшествия в одной из немецких деревень начала ХХ века Ханеке пытается разглядеть истоки грядущего немецкого фашизма. В деревне вдруг начинают происходить пакости - мелкие и покрупнее. Кто этим занимается? Возможно, мальчишки из церковного хора - с взрослыми они паиньки, но чувствуется, что есть какая-то тайная жизнь. Вот уже сгорел кем-то подожженный амбар, растет недовольство.
Местная церковь усиленно внедряет высокоморальные императивы. Но чем больше она прессует живые чувства ребят, тем больше пакостей. Это уже ритуал, возмездие, реакция на прессинг, лицемерие и ложь церкви. В ней Ханеке видит вариант оруэлловского министерства правды и показывает, что именно его стараниями вскормлено поколение, породившее фашизм. Впрочем, любые идеи, воспринятые буквально, делают людей нелюдями, здесь корни любого терроризма, - сказал режиссер.
Многие с нетерпением ждали новую картину тайванского режиссера Цай Минь Ляня "Лицо". Он впервые снял кино во Франции, по заказу Лувра и на мотив мифа о Саломее. И занял, кроме своих обычных актеров, когорту французских звезд. Но Лувра, как и мифа о Саломее, в фильме не оказалось. С невнятной целью появились Фанни Ардан и Жанна Моро. Летиция Каста поет китайские песенки на манер порномюзикла "Капризное облако" или бесконечно заклеивает окно липкой лентой. Есть олень и квелая птичка, а также мама режиссера, которая является ему тенью мамы Гамлета, но чаще пребывает в виде портрета. Кадры красиво выстроены, но ни в одном смысл не прочитывается, и в результате 2,5-часовой фильм распугал две трети зрителей, покинувших зал.
Из аннотации я выяснил, что по ходу съемок у режиссера умерла мать, он видел всюду ее тень и в таком состоянии закончил фильм. Увы, до сеанса я об этом скорбном событии не знал, но в картине оно мало что прояснило - разве что заставило предположить, что липкая лента была траурной, и она погасила последние лучи света в окне. К такому кино надо бы заранее давать либретто.
Цай Миньлянь подтвердил свою репутацию мистификатора, который проверяет фестивальных гурманов на их готовность съесть все, чего еще не бывало. И они лопают, прочат фильму приз за режиссуру. Режиссура своеобычна: Летиция Каста говорит, что была куклой в руках режиссера. И действительно, актеры выполняют просьбу Цай Миньляня взять птичку или откусить яблоко, понятия не имея, зачем они это делают.
Вне конкурса показали "Воображариум доктора Парнаса". Он закончился титром: фильм друзей Хита Леджера. Наконец мы увидели фантазию Терри Гиллиама, где свою последнюю роль сыграл Хит Леджер. После смерти своего главного героя автор сделал почти невозможное: переписал сценарий, сохранив всю работу Леджера, а недоигранные им эпизоды попросил сыграть Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фарелла.
Гиллиам даже умудрился сказать прощальное слово Леджеру. Он ввел эпизод, когда по реке вечности плывут кораблики с портретами Рудольфо Валентино, Джеймса Дина и других звезд, ушедших в расцвете таланта. И герой Леджера Тони, уже в облике Джонни Деппа, говорит о том, что все они вовсе не ушли от нас, а остались с нами - молодыми.
Тони, пересекая границы воображаемых миров, теперь легко меняет обличья. Потому что здесь возможно все. Одна из самых фантазийных лент Гиллиама. Развернутая метафора, в основе которой философская тема выбора: ошибка чревата трагедией. Вариант Зазеркалья, воплощенного в закулисье волшебного театра - Воображариума доктора Парнаса. Оказавшись там, мы можем попасть в заоблачные миры, в ад или даже в Россию, наводнившую мир гангстерами. Стиль фильма - смесь Сальвадора Дали и рекламных постеров, а доктор Парнас (Кристофер Пламмер) - вариант Фауста, заключившего сделку с дьяволом.
Но сам этот театр, при всей своей способности дарить счастье, никому не нужен - важный для Гиллиама мотив фильма. Включить воображение приходят считанные зеваки, задуматься им некогда: в мире слишком много суррогатов, отвлекающих внимание от проблем. Возможно, та же судьба ждет и фильм: придут посмотреть на еще живого Леджера, подивятся красивым картинкам, а о чем и для чего все затеяно - не задумаются.